Учителя за свободу убеждений
Как отстаивать свободу убеждений |
Рекомендации для родителейПрава участников образовательного процесса, в частности, родителей школьниковВ этом разделе рассказывается о том, что нам необходимо знать для защиты свободы убеждений своих детей. Речь пойдет о праве родителей на участие в управлении школой и о праве влиять на содержание образования.Если мы ставим целью защищать свободу убеждений наших детей правовыми методами, нам нужно иметь в виду очень важный принцип: каждая сфера жизни регулируется своими законами, которые являются для нее основными; другие законы и подзаконные акты, так или иначе затрагивающие эту сферу, не должны противоречить основным, в противном случае граждане могут не принимать их во внимание. Чтобы не быть голословными, приведем цитату. В п. 1 ст. 3 ФЗ «Об образовании», который и является основным в сфере образования, сказано: «Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации…» Итак, в оценке любых нормативных актов, касающихся нас как учителей, мы отталкиваемся от принципа первичности Конституции РФ и основного в нашей области закона — закона РФ «Об образовании». При защите свободы убеждений школьников следует опираться на следующие документы:
1. Ст. 43 Конституции РФ и ст. 63, 64 Семейного Кодекса РФ.И в Конституции (ст. 43), и в Семейном Кодексе (ст. 63, 64) говорится о том, что родители «имеют преимущественное право на воспитание своих детей». Более того, там же сказано, что, являясь представителями детей, родители обязаны защищать их права и законные интересы.Это означает, что именно родители определяют, где, как и по каким учебным программам (разумеется, соответствующим образовательному государственному стандарту) будут учиться их дети1. Так, например, если есть несколько учебных пособий по предмету, родители имеют право получить объяснения, почему учитель выбрал именно это пособие2. Родители имеют также право настаивать на том, чтобы содержание не противоречило государственному образовательному стандарту по данной учебной дисциплине. Например, в соответствии с новым законом об обязательном военном обучении, в стандарты войдут «начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан» и «навыки в области гражданской обороны». Значит, родители могут на законном основании протестовать против любых практических занятий военным делом, как не прописанных в стандартах. Основные положения ст. 43 Конституции конкретизированы в ФЗ «Об образовании» и многочисленных подзаконных актах (см., например, в Приложении 1 Постановление Правительства РФ от 19. 03. 2001 N 196 "Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении"). 2. Ст. 2 ФЗ «Об образовании».В связи с проблемой нарушений свободы убеждений следует помнить, что в ст. 2 ФЗ «Об образовании» перечислены принципы государственной политики в области образования. Это «свобода и плюрализм в образовании», «светский характер образования», «демократический, государственно-общественный характер управления образованием» и «автономность образовательных учреждений». Два последних принципа означают, во-первых, что общество (и в первую очередь его заинтересованная часть — родители) имеет право принимать участие в управлении школой в соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы; во-вторых, что права министерства образования, региональных и муниципальных органов управления образованием ограничены исчерпывающим списком, данным в том же законе «Об образовании» (см. Приложение 1).3. Устав школы.В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об образовании», Устав школы является важнейшим нормативным актом, регулирующим всю школьную жизнь. К сожалению, большинство родителей не знают толком Устава, не понимают, что он является эффективнейшим средством защиты их прав и прав их детей. А между тем никто не сумеет поспорить со статьями школьного Устава (разумеется, если они не противоречат Конституции и закону «Об образовании»). В п. 5 «Примерного положения о типовом Уставе общеобразовательного учреждения» сказано, что в Уставе школы должны быть отражены «…основные характеристики организации образовательного процесса». В том числе это…«... Подпункт «д» особенно важен для учителей, потому что он дает официальную возможность выбирать систему оценивания, отказавшись от традиционной пятибалльной системы. Упомянем здесь и ст. 15 ФЗ «Об образовании», в которой говорится о праве образовательного учреждения самостоятельно разрабатывать любые системы промежуточной аттестации учащихся (итоговой является только аттестация на экзаменах в 9 и 11 классах), и праве учащихся и их родителей получать информацию об этих системах. В п. 49 «Примерного положения о типовом уставе…» сказано, что обучающиеся… имеют право на «… уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений». Этот пункт играет важную роль в деле защиты свободы убеждений. В школьном Уставе обязательно содержится аналогичный пункт. Чтобы избежать попыток введения обязательного религиозного образования, советуем предложить совету школы или аналогичному органу конкретизировать этот пункт устава (см. Приложение 2). Если в Уставе сказано, что данное учебное заведение является «школой с русским этнокультурным компонентом», или, например, «православным казацким корпусом», у родителей есть возможность выбрать или не выбрать именно эту школу для своего ребенка. Если же никаких специальных указаний на особый характер школы в Уставе нет, то никто не может требовать, например, обязательного посещения уроков «Основ православной культуры». 4. Ст. 32 ФЗ «Об образовании»В ст. 32 ФЗ «Об образовании» речь идет о «компетенции и ответственности» образовательного учреждения. К компетенции школы относится, в частности:«…Именно на уровне школы (чаще всего — методобъдинением) принимается решение о конкретном содержании программы того или иного курса. Факты навязывания школе со стороны любых вышестоящих органов какой-либо одной программы или учебника, можно расценивать как нарушение ст. 32 ФЗ «Об образовании» (вмешательство в компетенцию образовательного учреждения). 5. Государственный стандарт общего образования и базисный учебный планГосударственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный3, региональный (национально-региональный)4; и школьный. Посмотрим, входит ли религиозное обучение и воспитание, а также изучение основ военной службы в федеральный компонент образования.В приказе Минобразования от 5 марта 2004 года № 1089 перечислены основные знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник школы. Этот перечень мы рекомендуем внимательно прочитать всем родителям, потому что все, чего в них нет, уже подлежит обсуждению и может быть пересмотрено — опять же по настоянию родителей или педагогического коллектива. При этом, правда, следует иметь в виду, что это всего лишь Приказ, действующий до принятия Государственной Думой специального Закона о государственных стандартах (его планировали принять еще 3 года назад, но не приняли до сих пор). Строго говоря, пока этих стандартов нет, никакой новый учебный предмет, в том числе «Основы военной службы» и «Основы православной культуры», не может быть обязательным. Можно обратиться также к Приказу Министерства образования от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». В нем нет ни слова о сборах, военном или религиозном образовании. Родители должны иметь в виду, что, в соответствии со ст. 50 ФЗ «Об образовании», «…обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом». Если в вашем регионе в региональном компоненте нет таких предметов, как, например, «Основы православной культуры» и «Основы военного дела», а вы видите, что в вашей школе эти предметы включены в сетку часов, значит, на них потратили часы из школьного компонента. И это при том, что учебного времени не хватает, общим местом стала мысль о перегрузке не только старшеклассников, но и младших школьников. Учителям стоит подумать о том, у кого из них будут забирать часы. Особое внимание хотим обратить на проблемы, связанные с новым предметом «Основы военной службы». На данный момент этот предмет имеет своеобразный юридический статус. До июля 2005 года в Законе «Об образовании» было сказано, что изучение военного дела в гражданских образовательных учреждениях возможно только на добровольной основе. Согласно ФЗ «О внесении изменений в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Закон "Об образовании"», вступившему в силу 17 июля 2005, начальное военное обучение является обязательным для всех лиц мужского пола (см. Приложение 3). Однако до сих пор другие законы и подзаконные акты, регламентирующие учебный процесс, не приведены в соответствие с этими поправками. Эта правовая коллизия подробно описана в Приложении 3. Если родители узнают, что директор школы решил, в соответствии с новым законом, ввести обязательное изучение военного дела, они могут задать директору вопрос: чем будут заниматься девушки, пока молодые люди будут изучать новый предмет. Либо у них будет на один—два урока меньше, что явно несправедливо, либо придется придумывать какую-то адекватную замену военному делу, например, те же «Основы безопасности жизнедеятельности». Учитывая, что сейчас ОБЖ ведут, как правило, отставные военные, можно рассчитывать на то, что один учитель вряд ли сможет вести одновременно два разных предмета. Еще один момент, связанный с «Основами военной службы». По новому закону, этот предмет предполагает обязательное участие в пятидневных учебных сборах. Самый простой шаг родителей, которые твердо решили игнорировать учебные сборы — написать на имя директора школы заявление о том, что они не согласны отправлять ребенка на многодневные сборы. Даже для участия ребенка в экскурсии или турпоходе необходимо письменное согласие родителей — а сборы не менее опасны. Примечания:1Последнее
особенно важно при выборе тех гуманитарных учебных предметов и
внеклассных мероприятий, которые носят по преимуществу воспитательный,
мировоззренческий характер. Назад
2Это относится только к содержанию изучаемого материала, но не к методике преподавания, относящейся полностью к компетенции педагога. Назад 3Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089. Назад 4Региональный (национально-региональный) компонент утверждается специальным законом, принятым законодательным органом власти соответствующего региона. Он может составлять не более 15% от всего учебного времени. Назад |