принят в третьем чтении ГД 6.07.2005 г., одобрен
СФ 14.07.2005 г.
Статья 1.
Внести в Федеральный закон РФ <…> "О воинской обязанности и
военной службе" <…> следующие изменения:
<…> в пункте 1:
слова "проводится штатными преподавателями" заменить словами
"осуществляется педагогическими работниками";
<…> абзац третий изложить в следующей редакции:
"Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы
предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов."
<…>
Статья 2
Пункт 7 статьи 14 Закона РФ <…> "Об образовании" <…>
изложить в следующей редакции:
"7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования, образовательных учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования в соответствии с
государственными образовательными стандартами в порядке,
предусмотренном законами и иными нормативными актами Российской
Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об
обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение
обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка
обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по
основам военной службы".
Предварительные соображения в связи с принятием нового
закона:
Прежде всего, следует обратить внимание
на то, что
государственных образовательных стандартов по «
подготовке граждан
мужского пола по основам военной службы» сейчас нет. «
Начальные
знания
об обороне государства, о воинской обязанности граждан» и «
приобретение
обучающимися навыков в области гражданской обороны» — все это
входит в
ныне действующие стандарты в рамках «Основ безопасности
жизнедеятельности». Знания об обороне — это теоретические сведения, а
подготовка по основам службы — задача сугубо практического характера.
Поэтому противники обязательного военного обучения могут протестовать
против любых практических занятий как не имеющих отношения к
стандартам. Все, что не включено в стандарты, изучается только при
добровольном согласии учащихся. Кроме того, можно работать над
содержанием будущих стандартов (например, добиваться включения в
содержание стандартов изучения основ международного гуманитарного
права, а в связи с «дедовщиной» — конфликтологии).
Второй важный момент: теперь за военное
обучение (в том
числе и сборы) отвечает школа: «
Подготовка... осуществляется
педагогическими работниками». Если раньше администрация школы могла
ссылаться на то, что сборы проводит Минобороны, то теперь вся
ответственность за жизнь и здоровье детей ляжет непосредственно на
учителей. Отсюда — возможные действия родителей и педагогических
работников: пока нет квалифицированных преподавателей (имеющих именно
педагогическое образование по данной специальности
1) и новых учебных
пособий, соответствующих новым (еще не разработанным и тем более — не
принятым!) стандартам, отказываться от данного предмета вообще;
требовать, чтобы из ныне существующих курсов ОБЖ было убрано все,
относящееся к практической военной подготовке; требовать персональной
ответственности преподавателей и администрации школы за жизнь и
здоровье детей на уроках и на сборах.
Третье: речь идет именно о новом учебном
предмете. В связи
с этим встает вопрос: чем будут заниматься девушки, пока молодые люди
изучают военное дело? Школьники — не военнообязанные, нельзя
рассматривать эти уроки как выполнение гражданской обязанности, значит,
налицо
явная дискриминация молодых людей: у мальчиков на один
предмет
больше, а времени на другие предметы, соответственно, меньше. Появление
нового предмета противоречит и общей тенденции к снижению учебной
нагрузки на школьников. Если же военное дело предполагается ввести
вместо ОБЖ, то замена явно неравноценная: умение вести себя в
разнообразных экстремальных ситуациях совершенно необходимо всем людям.
Новый закон не отменяет статей 63 и 64
Семейного Кодекса РФ, как и
Конституции РФ и всех международных Пактов и Конвенций. Поэтому
родители, считающие, что содержание новой учебной дисциплины
противоречит их убеждениям, могут уверенно писать директору заявление о
том, что они не согласны на обучение их сына военному делу (и в данном
случае речь идет не только о религиозных убеждениях). Именно родители
отвечают за образование и воспитание своих детей, и дело совести
родителей — отпускать ли ребенка на учебные сборы.
Оценивая содержание новой учебной
дисциплины, следует
помнить о том, что статья 2 п. 5 Закона «Об образовании» (как и статья
13 Конституции РФ) не отменена, и значит,
навязывание учащимся
какой-либо идеологии (в том числе — имперской, военно-патриотической) в
качестве обязательной незаконно.
Наконец, можно обратится к действующим
санитарным и прочим
нормам, и тогда окажется, что
в современной школе просто нет
возможности изучать на должном уровне военное дело: нет специально
оборудованных помещений, наглядных пособий, нет ни программ, ни
учебников, ни учителей.
Общий вывод:
Если мы организуем элементарный правовой
ликбез для родителей и
учителей, которые захотят защищать свободу убеждений школьников,
массовое внедрение в школе обязательной военной подготовки в ближайшие
2—3 года нам не грозит!
Примечания:
1Выпускники
военных училищ тоже имеют "педагогическое образование", но их учат
обучать и воспитывать солдат, то есть взрослых людей, а не детей.
Родители могут настаивать на том, чтобы их детей учили именно школьные
педагоги.
Назад