Учителя за свободу убеждений
Законодательство

Об обязательном начальном военном обучении в школе

Выдержки из Федерального Закона
О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и
Закон Российской Федерации "Об образовании"

принят в третьем чтении ГД 6.07.2005 г., одобрен СФ 14.07.2005 г.

Статья 1.
Внести в Федеральный закон РФ <…> "О воинской обязанности и военной службе" <…> следующие изменения:
<…> в пункте 1:
слова "проводится штатными преподавателями" заменить словами "осуществляется педагогическими работниками";
<…> абзац третий изложить в следующей редакции:
"Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов." <…>

Статья 2
Пункт 7 статьи 14 Закона РФ <…> "Об образовании" <…> изложить в следующей редакции:
"7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными актами Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы".

Предварительные соображения в связи с принятием нового закона:

      Прежде всего, следует обратить внимание на то, что государственных образовательных стандартов по «подготовке граждан мужского пола по основам военной службы» сейчас нет. «Начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан» и «приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны» — все это входит в ныне действующие стандарты в рамках «Основ безопасности жизнедеятельности». Знания об обороне — это теоретические сведения, а подготовка по основам службы — задача сугубо практического характера. Поэтому противники обязательного военного обучения могут протестовать против любых практических занятий как не имеющих отношения к стандартам. Все, что не включено в стандарты, изучается только при добровольном согласии учащихся. Кроме того, можно работать над содержанием будущих стандартов (например, добиваться включения в содержание стандартов изучения основ международного гуманитарного права, а в связи с «дедовщиной» — конфликтологии).

      Второй важный момент: теперь за военное обучение (в том числе и сборы) отвечает школа: «Подготовка... осуществляется педагогическими работниками». Если раньше администрация школы могла ссылаться на то, что сборы проводит Минобороны, то теперь вся ответственность за жизнь и здоровье детей ляжет непосредственно на учителей. Отсюда — возможные действия родителей и педагогических работников: пока нет квалифицированных преподавателей (имеющих именно педагогическое образование по данной специальности1) и новых учебных пособий, соответствующих новым (еще не разработанным и тем более — не принятым!) стандартам, отказываться от данного предмета вообще; требовать, чтобы из ныне существующих курсов ОБЖ было убрано все, относящееся к практической военной подготовке; требовать персональной ответственности преподавателей и администрации школы за жизнь и здоровье детей на уроках и на сборах.

      Третье: речь идет именно о новом учебном предмете. В связи с этим встает вопрос: чем будут заниматься девушки, пока молодые люди изучают военное дело? Школьники — не военнообязанные, нельзя рассматривать эти уроки как выполнение гражданской обязанности, значит, налицо явная дискриминация молодых людей: у мальчиков на один предмет больше, а времени на другие предметы, соответственно, меньше. Появление нового предмета противоречит и общей тенденции к снижению учебной нагрузки на школьников. Если же военное дело предполагается ввести вместо ОБЖ, то замена явно неравноценная: умение вести себя в разнообразных экстремальных ситуациях совершенно необходимо всем людям.

      Новый закон не отменяет статей 63 и 64 Семейного Кодекса РФ, как и Конституции РФ и всех международных Пактов и Конвенций. Поэтому родители, считающие, что содержание новой учебной дисциплины противоречит их убеждениям, могут уверенно писать директору заявление о том, что они не согласны на обучение их сына военному делу (и в данном случае речь идет не только о религиозных убеждениях). Именно родители отвечают за образование и воспитание своих детей, и дело совести родителей — отпускать ли ребенка на учебные сборы.

      Оценивая содержание новой учебной дисциплины, следует помнить о том, что статья 2 п. 5 Закона «Об образовании» (как и статья 13 Конституции РФ) не отменена, и значит, навязывание учащимся какой-либо идеологии (в том числе — имперской, военно-патриотической) в качестве обязательной незаконно.

      Наконец, можно обратится к действующим санитарным и прочим нормам, и тогда окажется, что в современной школе просто нет возможности изучать на должном уровне военное дело: нет специально оборудованных помещений, наглядных пособий, нет ни программ, ни учебников, ни учителей.
Общий вывод:

      Если мы организуем элементарный правовой ликбез для родителей и учителей, которые захотят защищать свободу убеждений школьников, массовое внедрение в школе обязательной военной подготовки в ближайшие 2—3 года нам не грозит!

Примечания:

1Выпускники военных училищ тоже имеют "педагогическое образование", но их учат обучать и воспитывать солдат, то есть взрослых людей, а не детей. Родители могут настаивать на том, чтобы их детей учили именно школьные педагоги. Назад

Сайт создан в системе uCoz