Учителя за свободу убеждений
Как отстаивать свободу убеждений

Рекомендации для родителей

Как родители могут защитить права своих детей?

  1. Сбор информации.
         Если Вы услышали от Вашего ребенка или родителей его одноклассников о каких-либо действиях и распоряжениях педагогических работников, нарушающих, по Вашему мнению, права ребенка, следует, прежде всего, собрать необходимую информацию. Ведь вполне может быть, что Ваш ребенок чего-то не понял, перепутал. Вас должно интересовать:
    • от кого исходит распоряжение (если дело именно в распоряжении), каков его официальный статус (одно дело — желание верующего учителя воспитать детей, совсем другое — принятое на региональном уровне решение сделать курс «Основы православной культуры» обязательным);
    • опирается ли учитель в своих действиях на какие-либо письменные распоряжения вышестоящих органов;
    • сказано ли что-то по этому поводу в Уставе школы, в других школьных документах;
    • как относятся к этому другие родители, классный руководитель, разные учителя-предметники;
    • является ли это нарушение прав Вашего ребенка единичным случаем или они носят систематический характер.
         Выяснить это не сложно, и не нужно даже сразу же настойчиво требовать чего-то от учителей или директора — обо всем можно узнать спокойно, проще всего — у других родителей. Что касается Устава школы, то он должен быть вывешен в доступном месте. Если Вы не найдете его на стенде, попросите в канцелярии или у завуча дать вам текст устава для ознакомления (при этом совершенно не обязательно никому сообщать, что именно Вас в Уставе интересует).
         Если информация оказалась достоверной, есть несколько путей.

  2. Индивидуальные действия.
         Индивидуальные действия могут быть эффективны, если нарушения носят локальный характер и нарушителем является учитель. Далее в определенном порядке перечислены Ваши возможные действия. Здесь мы исходим из принципа, что при любой конфликт сначала нужно попытаться решить мирно (худой мир лучше доброй ссоры). Поэтому в любом случае рекомендуем Вам начинать именно с того шага, который описан первым; только если он не даст никаких результатов, переходите к следующему — и так далее.
    • Спокойно побеседуйте с учителем (классным руководителем), объяснив ему, почему Вы не считаете возможным для Вашего ребенка посещение данных занятий (выполнение распоряжений, участие в мероприятии и т. д.).
    • Обратитесь за советом к тем учителям, которым Вы доверяете — может быть, они смогут «повлиять» на своего коллегу.
    • Расскажите на родительском собрании о ситуации с Вашим ребенком, заинтересуйте этой проблемой других родителей и классного руководителя.
    • Напишите официальное заявление на имя директора школы о Вашем несогласии выполнять данное распоряжение, обязательно покажите его учителю перед тем, как отдать директору*.
    • Идите к директору школы и настаивайте на том, что публичные высказывания учителя (или присутствующие во многих учебниках мнения и оценки) провоцируют религиозную или этническую («национальную») нетерпимость. К сожалению, даже директор не имеет права официально освободить ребенка от посещения уроков по обязательным учебным дисциплинам. Возможно, компромисс будет состоять в том, что родители напишут официальное заявление с просьбой предоставить их ребенку право изучать данный предмет по индивидуальному учебному плану и не посещать в течение определенного времени уроки, пока изучаются параграфы учебника, содержащие нетолерантные высказывания (например, сидеть эти часы в школьной библиотеке).
    • Обратитесь к директору школы с официальной письменной жалобой* на нарушение учителем прав ребенка.
    • Обратитесь в органы школьного самоуправления (если они в Вашей школе функционируют).
    • Обратитесь в вышестоящие инстанции с жалобой* на нарушение прав ребенка  школой.

  3. Коллективные действия на внутришкольном уровне.
         Такие действия необходимы в тех случаях, когда нарушения свободы убеждений носят систематический характер и нарушителем выступает не один учитель, а школьная администрация, органы управления образованием или любое начальство на региональном уровне.
    • Найдите единомышленников среди родителей Вашего класса, которые предпримут те же шаги, что и Вы, среди учителей и школьной администрации (вполне может быть, директор школы только и ждет, чтобы все родители дружно выступили против незаконного распоряжения РУНО).
    • Соберите родительский комитет класса, подготовьте родительское собрание (родители имеют право принимать решение о проведении этих мероприятий, и школа обязана предоставить им возможность их проведения). На родительском собрании должны быть оформлены два типа документов: протокол родительского собрания* с точной формулировкой решения собрания и индивидуальные заявления родителей. Наличие этих документов — очень сильный аргумент, поэтому следует позаботиться о протоколе и кворуме. Некоторые советуют снимать все собрание на видео, чтобы Вас потом не обвинили в давлении на родительский коллектив.
    • Если у вас есть основания считать, что школьная администрация не отреагирует на решение родительского собрания класса, выносите вопрос на общешкольное обсуждение — школьный родительский комитет, общешкольное родительское собрание (решения этих органов носят рекомендательный характер, но, как правило, администрация к ним прислушивается), Совет школы или Педагогический совет (их решения обязательны для исполнения всеми сотрудниками школы, если иного не прописано в Уставе школы). В любой из этих органов школьного самоуправления надо обращаться, имея на руках решение родительского собрания класса. Но даже если родители вашего класса вас не поддержали, вы можете попытаться сразу выходить на общешкольный уровень.
    • Предложить органам самоуправления школы внести в Устав школы пункты, защищающие права детей (например, о светском характере образования, о добровольном участии во всех внеклассных мероприятиях районного и городского уровня и т. д.).

  4. Коллективные действия на внешкольном уровне.
         Возможно, если источник нарушений свободы убеждений Ваших детей — региональные власти или Министерство образования, Вам придется прибегнуть к коллективным действиям на районном (городском, региональном) или даже всероссийском уровне. Следует иметь в виду, что родительская общественная организация может действовать гораздо увереннее, чем неорганизованная группа родителей, и к ее жалобам и заявлениям обязательно прислушаются, хотя бы потому, что не захотят раздувания «скандала». Самое главное — найти вне школы людей, готовых Вас поддержать.
    • Найдите координаты местных и региональных правозащитных организаций, обратитесь к ним за консультацией и поддержкой (в том числе и юридической).
    • Пойдите на прием к депутатам разного уровня (если необходимы какие-то действия местной законодательной власти), чтобы депутат написал запрос или просто позвонил в нужную организацию.
    • Распространите информацию о нарушении прав детей как можно шире, в том числе — через сети общественных организаций.
    •      Правда, здесь нужно действовать максимально осторожно: в результате «скандала» директора школы могут уволить, а школу замучить всевозможными проверками. К широкой огласке можно прибегать как к самому крайнему средству, в том случае если именно директор — Ваш главный противник.

  5. Обращение в различные органы, призванные защищать права граждан.
         Наконец, в самом крайнем случае, в соответствии со ст. 45 и 46 Конституции РФ, для защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов можно обращаться в различные правоохранительные и судебные органы:
    • в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан;
    • в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если Вы считаете, что Ваши конституционные права и свободы нарушены этим законом;
    • в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав полномочны опротестовывать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;
    • в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов;
    • к региональным Уполномоченным по правам человека и по правам ребенка (если таковые есть в Вашем регионе), а также к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Примечания:

* Образцы документов приведены в Приложении 4 в файле для распечатки. Назад

Вернуться

Сайт создан в системе uCoz