Обращение Инициативной группы "Учителя против милитаризации
и клерикализации школы"
С конца 90-х годов начались попытки отхода от
базовых принципов, заложенных в Конституции РФ и Законе "Об образовании". Это, прежде всего, принципы
- плюрализма в образовании,
- светского характера государственной и муниципальной школы,
- деполитизации школы и запрета обязательной начальной военной подготовки.
Настораживающие изменения образовательной политики проявляются на разных
уровнях и в разных формах:
- На уровне правительственном и министерском (содержание действующей программы патриотического
воспитания, совместные приказы министров обороны и образования о проведении обязательных сборов,
введение элементов начальной военной подготовки в курс "Основы безопасности жизнедеятельности",
отдельного курса НВП, инструктивное письмо об "Основах православной культуры", договор Министерства
образования с РПЦ).
- В школьной практике (навязывание детям, под видом "факультатива", фактически курса Закона Божьего,
который ведут местные священники; обязательное участие детей в различных обрядах, конкурсах, конференциях,
праздниках, проводимых религиозными организациями; усиленное внимание к военно-спортивным играм, военной
истории).
С нашей точки зрения, все это способствует росту ксенофобии среди детей и
молодежи, поскольку так или иначе подразумевает "образ врага".
Примером тому может служить недавно прошедший конкурс сочинений "Что значит
быть русским сегодня?". Конкурс был проведен под эгидой одного из комитетов Госдумы, но фактически,
проведение конкурса взяли на себя ультранационалистические партии и организации (в частности,
Национально-державная партия А. Севастьянова).
Члены Инициативной группы считают, что попытки отхода от принципов
образовательной политики, заложенных в Конституции РФ и Федеральном Законе "Об образовании" связаны со
стремлением навязать обществу новую идеологию, основанную на "великорусской национальной идее".
Это крайне опасно в многонациональной и многоконфессиональной стране.
Примем ли мы безропотно слегка обновленную формулу "великодержавность,
православие, народность"? Опыт последних лет показывает, что четко выраженная профессиональная и гражданская позиция может повлиять
на ситуацию. Например, протесты против введения 12-летки и ЕГЭ заставили руководство учесть это мнение.
Инициативная группа начала работу по сбору и анализу информации о фактах
нарушения закона "Об
образовании". Мы планируем организовать широкое обсуждение нарушений и наметить пути профессионального и
гражданского противостояния этим негативным тенденциям. Для этого, в частности, предполагается проведение
в январе 2005 года Всероссийской общественно-педагогической конференции "Осторожно: клерикализм и
милитаризм на пороге российской школы". В будущем намечено создание Ассоциации "Учителя против
милитаризации и клерикализации школы".
Приглашаем к сотрудничеству всех, кому небезразлично настоящее и будущее
российской школы.
Е. Батенкова, учитель истории
Д. Бродский, педагог, психолог
Л. Венкова, учитель начальных классов
Е. Воронкова, преподаватель этнографии
С. Дьячкова, учитель информатики
Д. Ермольцев, учитель истории
Т. Иванова, преподаватель права
Э. Калабухова, учитель физики и химии
С. Ларина, сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека Калининградской области
Е. Лебедева, учитель истории
В. Луховицкий, учитель русского языка
А. Налетов, учитель литературы и русского языка
Л. Перлов, учитель географии
Э. Раутбарт, директор регионального клуба учителей "Доживем до понедельника"
Ю. Силинг, учитель литературы
А. Тубельский, директор "Школы самоопределения"
Э. Финкельштейн, председатель регионального клуба учителей "Доживем до понедельника"
В. Хлопьянов, учитель истории
|