Учителя за свободу убеждений
Как отстаивать свободу убеждений

Рекомендации для учителей

Как учитель может защитить свободу убеждений учащихся?

     Учителю защищать права школьников и легче, и труднее, чем родителям. С одной стороны, он действует "изнутри" школы, лучше знает ситуацию, может быстрее получить и проверить информацию о каких-либо нарушениях прав учащихся. С другой стороны, он работник данной школы, заинтересованный в ее хорошей репутации не только у родителей, но и РУНО. Наконец, учитель - наемный работник, во многом зависящий от работодателя (директора школы). Так что, прежде всего, учителю придется ответить на самый главный вопрос: "Для чего я работаю в школе: чтобы удовлетворять требования начальства или интересы детей?". Далее мы рассмотрим несколько типичных ситуаций и варианты действий учителя.

1. Новый учебный предмет

     Если директор школы предлагает учителю вести предмет, содержание которого, по мнению учителя, может привести к нарушениям свободы убеждений учащихся ("Основы военной службы", какой-либо вариант "Основ православной культуры"), необходимо, прежде всего, постараться выяснить:

  • По чьей инициативе вводится в школе данный курс: директора школы, родителей, местного педагогического начальства, регионального педагогического начальства, местной или региональной власти, министерства образования?
  • Входит ли этот курс в федеральный, региональный или школьный компонент?
  • Какие учебники есть по данному предмету, каков их статус?
  • Предполагается ли экзамен по предмету, в какой форме он может проводиться?

     Выяснить это несложно, большая часть подобной информации доступна. Как правило, информация имеется у директора и у районного методиста, у которых нет никаких оснований не выдавать ее учителю (разумеется, если учитель не известен в РУНО как активист общественной организации). Далее у учителя есть несколько вариантов:

  1. Откровенно изложить директору основания, по которым считает данный предмет противоречащим российскому законодательству (см. Приложения 2 и 3) и вредным (опасным) с воспитательной точки зрения (например, "Основы православной культуры" Бородиной) - возможно, директор сам не в восторге от навязанного местной (региональной) властью курса и с радостью воспользуется этими аргументами. Вариант хорош для опытных высококвалифицированных учителей, уверенных в том, что они не останутся без работы.
  2. Объяснить директору, что не имеет необходимой подготовки для ведения данного предмета. Любые курсы повышения квалификации или переподготовки занимают не меньше года, и обязать посещать их директор не имеет права, если это не оговорено специально в трудовом договоре (вероятность этого ничтожна, ибо в типовом трудовом договоре ничего подобного нет). Не факт, что такие курсы существуют, кроме того, выиграть год-другой - уже победа. Учитель должен раз в 5 лет обучаться на курсах повышения квалификации, но только по своему предмету. Обязать изучать новый предмет нельзя, так же как нельзя заставить учителя вести уроки, если это не оговорено в договоре: "Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида" (ст. 55 ЗФ "Об образовании"). Сейчас, с введением обязательной военной подготовки, весьма вероятен следующий шаг со стороны руководителей образования. Поскольку учителя - мужчины в свое время все прошли обучение на военных кафедрах педагогических вузов и имеют диплом преподавателя НВП, им могут настойчиво предлагать вести новый предмет. В этом случае учитель окажется перед интереснейшей педагогической задачей: можно ли преподавать обязательное военное дело, не нарушая свободы убеждений школьников?
  3. Также учитель может использовать методику, так называемой, "итальянской забастовки". Ее суть - в согласии работать только при неукоснительном соблюдении со стороны администрации всех норм трудового и образовательного законодательства. Достаточно вспомнить хотя бы обо всех санитарных нормах, чтобы понять: организовать преподавание на должном уровне военного дело в нынешней школе невозможно. И по каким, собственно говоря, учебникам будут изучать старшеклассники военное дело?
  4. На родительском собрании объяснить родителям возможные последствия для их детей введения данного курса как обязательного (например, после занятий военной подготовкой молодому человеку будет сложно обосновывать свое желание проходить альтернативную гражданскую службу), и далее в разговоре с директором ссылаться на запротоколированное решение собрания. Чтобы учителя не упрекнули в том, что он "настраивает родителей", можно заранее подготовить 2 варианта заявления на имя директора школы: "Я не возражаю против того, чтобы мой ребенок изучал Основы православной культуры" и "Я возражаю против того, чтобы мой ребенок изучал Основы православной культуры". Этот вариант возможен, только если учитель - классный руководитель. При этом ни в коем случае не следует говорить об идеологическом аспекте проблемы или критиковать курс сам по себе. Речь должна идти именно об их детях: их здоровье и безопасности (в случае с пятидневными сборами в воинских частях), об обстановке в классе, об отношениях с родителями (в случае с религиозным воспитанием) и так далее. Можно напомнить о том, что, если будет введен этот предмет, останется меньше времени на различные элективные курсы, необходимые их детям. Учитывая общее негативное отношение родителей к новым курсам и программам, а также "перегрузку" учащихся, можно с большой долей уверенности рассчитывать на то, что собрание обратится к администрации с просьбой не вводить данный предмет. Вообще при общении с родителями всегда следует подчеркивать, что их мнение по большинству вопросов является определяющим, от них зависит, какое образование получат их дети. Обращение к родителям многие эксперты считают наиболее разумным шагом. Ко мнению родителей всегда прислушается и директор, и районное начальство, а способов воздействия на родителей у администрации, фактически, нет.
  5. Не отказываясь вести данный предмет, заменить его содержание на идеологически нейтральное (например, на "Основах православной культуры" изучать историю древнерусской живописи). Это самый привычный для советских учителей вариант. Опасность его в том, что это прямое нарушение должностных обязанностей. Любой родитель или представитель школьной администрации может, при желании, поднять скандал. Сейчас, когда соответствующие изменения в закон "Об образовании" внесены, а курс "Основы военной службы" может войти в федеральный компонент, такой "тихий саботаж" может оказаться единственно возможным.

2. Внеклассные мероприятия
     Если завуч по воспитательной работе сообщает классному руководителю о том, что его класс должен принять участие в каком-то мероприятии, содержание которого, по мнению классного руководителя, может привести к нарушениям свободы убеждений учащихся, необходимо, прежде всего, постараться выяснить:

  • Каков статус мероприятия (всероссийское, городское, районное, школьное) и как сформулированы цели мероприятия
  • Есть ли письменное указание об обязательном характере данного мероприятия
  • Проводится ли это мероприятие впервые или оно традиционно для школы?
  • Известны ли какие-то случаи негативных последствий проведения аналогичных мероприятий?

     Основная трудность заключается в том, что, как правило, никаких письменных распоряжений на уровне РУНО не бывает, все ограничивается устными указаниями и рекомендациями. Таким образом, формально "зацепиться" не за что.
     С другой стороны, и взыскания за невыполнение этих устных распоряжений достаточно редки. Основания для каких-либо санкций перечислены в Трудовом Кодексе, их не так-то много. Так, в ст.336 ТК РФ перечислены 3 основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; появление на работе состоянии алкогольного опьянения. Что касается дисциплинарной ответственности, то, в соответствии со ст. 55 ФЗ "Об образовании", "дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику". На первый взгляд кажется, что у школьной администрации есть масса возможностей наказать "неугодного" учителя.      Давление, как правило, идет по трем направлениям.
     Во-первых, учителю можно сделать неудобное расписание занятий, сократить нагрузку (но не меньше ставки!).
     Во-вторых, против учителя можно попытаться настроить педагогический коллектив, или начать "отыгрываться" на детях: придираться к ученикам, лишать их интересных мероприятий и т. д.
      Наконец, учителя можно замучить бесконечными проверками и придирками, поскольку точно выполнять все существующие нормативы перегруженному учителю очень сложно.
Это, конечно, сильные "аргументы" администрации, и учитель, начиная борьбу, должен трезво оценить ситуацию и свои возможности:

  • готов ли он сам тому, что отношения с администрацией могут стать напряженными или вообще испортиться?
  • готовы ли родители выступить в его защиту и заявить в вышестоящих инстанциях, что "любимого учителя выживают из школы"?
  • готовы ли его поддержать коллеги (например, при распределении нагрузки на будущий год)?
  • есть ли реальная возможность перейти на работу в другую школу?

Какие мероприятия мы имеем в виду?

  1. Военно-спортивные и военно-исторические игры, конкурсы.
  2. Встречи с военными, служившими в "горячих точках".
  3. Участие в политизированных мероприятиях (конкурсы работ "Что значит быть русским сегодня?", опрос родителей перед выборами, собираются ли они участвовать в голосовании и т. д.).
  4. Вовлечение детей в политические организации ("юные путинцы", "медвежата" и прочее), военизированные клубы или клубы ярко выраженной религиозной направленности.
  5. Участие в религиозных обрядах (например, "освящении" школы).

     Если мероприятия 3 - 5 совершенно точно можно расценивать как нарушение свободы убеждений (ст. 1 п.5 и ст. 2 п.4 и 5 ФЗ "Об образовании"), то к оценке мероприятий 1 и 2 следует подходить с большой осторожностью. Сама по себе встреча с ветераном афганской или чеченской войн может иметь огромное воспитательное значение, если правильно ее организовать. Прежде всего, надо помнить, что к детям нельзя пускать незнакомого человека, необходимо заранее с ним встретиться и выяснить, о чем именно он хочет говорить. Кроме того, можно сказать детям, что перед ними выступили с одной из возможных по данному вопросу позиций (например, что в Афганистане советские войска выполняли интернациональный долг), и изложить им другие позиции. То же самое можно сказать и об отношении к различным военизированным играм. Они могут быть очень интересными и полезными для детей, если при подготовке и во время самой игры не происходит идеологическая "накачка" (так, несколько лет назад по телевидению прошел документальный фильм о военно-спортивной игре в Подмосковье, когда "противниками" были "чеченские террористы"). В любом случае, после проведения таких мероприятий совершенно необходимо провести с детьми подробное обсуждение.

Итак, как может вести себя учитель?

  1. Отказаться от участия в мероприятии (см. аналогичный вариант в пункте 1).
  2. Участвовать формально, не требуя от детей обязательного посещения мероприятия и "прикрывая" их от администрации. Вариант достаточно прост и привычен для многих учителей, но не от всех мероприятий детей можно "освободить". Например, верующим - неправославным, возможно, неприятно будет учиться в "освященной" школе, даже если они сами не присутствовали при этом обряде.
  3. Обратиться к родителям на родительском собрании или на заседании родительского комитета (см. аналогичный вариант в пункте 1), предложив им либо индивидуально написать заявления классному руководителю (директору), либо обратиться всем вместе к администрации с просьбой не занимать их детей в подобных мероприятиях. При этом нужно подчеркивать, что возражение вызывает на само по себе мероприятие, а его обязательный характер, и значит, все желающие могут принять в нем участие.
  4. Выполнить в точности распоряжение администрации, честно объяснив детям свое отношение к данному мероприятию. По крайней мере, дети поймут, что их классный руководитель не хочет скрывать позицию, расходящуюся с "линией партии". Правда, в этом случае существует опасность, что самого классного руководителя обвинят в нарушении закона и навязывании детям его личной точки зрения.
  5. Если нарушения 3 - 5 носят систематический характер и инициируются местной или центральной властью, либо какими-то "взрослыми" политическими партиями, то вряд ли учителя и родители сами решатся на последовательную борьбу. В таком случае единственный вариант - привлечение внимания СМИ, правозащитных организаций.

3. Дискриминация
     Наиболее возмутительным случаем нарушения свободы убеждений является дискриминация школьника или учителя из-за их религиозных, политических или иных убеждений.
      Здесь придется рассмотреть действия учителя в каждом конкретном случае дискриминации.

  1. Самая "мягкое" проявление дискриминации - когда учитель-предметник или классный руководитель негативно отзываются о какой-то группе людей (мусульманах, панках, пацифистах, сатанистах - о ком угодно), не предполагая, что их слова могут кому-то показаться обидными, а для остальных детей классе послужить сигналом к травле. Похожий случай - когда дети читают в учебнике В. Я. Сюнькова "Основы безопасности жизнедеятельности", что РКСМ и "Хранители радуги", сайентологи и "Свидетели Иеговы" "потенциально способствуют формированию террористических и экстремистских убеждений". Сюда же можно отнести некорректные оценки исторических деятелей, событий, даже целых народов или религий, которые, к сожалению, присутствуют во многих учебниках истории.
         Вероятно, в данном случае необходимо, прежде всего, поговорить с учителем, допустившим некорректные высказывания. Возможно, он просто не задумывается над их смыслом. Можно обсудить проблему на методическом объединении, представив ее именно как методическую (например, как преподавать сейчас детям историю монголо-татарского нашествия или завоевания Россией Кавказа). Если это не помогает, родители ребенка должны идти к директору школы и настаивать на том, что учитель не имеет права провоцировать детей. Но ни в коем случае не следует выносить эту проблему на общее обсуждение детей или родителей, потому что это только способствует привлечению нездорового внимания к дискриминируемому ребенку. К сожалению, даже директор не имеет права официально освободить ребенка от посещения уроков по обязательным учебным дисциплинам. Возможно, компромисс будет состоять в том, что родители пишут официальное заявление с просьбой предоставить их ребенку право изучать данный предмет по индивидуальному учебному плану и не посещать в течение определенного времени уроки, пока изучаются параграфы учебника, содержащие нетолерантные высказывания (например, сидеть эти часы в школьной библиотеке).
  2. Учителя на уроках не дают детям высказывать свое мнение, снижают отметки за "неправильные" трактовки.
         Самый сложный случай, с точки зрения доказательств самого факта. Действительно, ученику очень нелегко бывает доказать, что оценка снижена за несогласие с учителем (особенно если речь идет об устном ответе, а не о письменной работе). Приходится обращаться к показаниям других ребят, то есть сразу делать конфликт гласным, не оставляя учителю возможности для компромисса. Некоторые родители и дети используют диктофоны, но это очень спорный момент: строго говоря, запись на уроке может вестись, только если учитель и остальные ученики знают об этом. С другой стороны, если реально функционирует Совет школы, то должна быть и какая-то конфликтная комиссия (Конфликтная комиссия, Суд чести, Совет справедливых и т. п.). Школьная администрация обязана создать по требованию ученика и его родителей независимую комиссию (из учителей этой же школы или - при серьезном конфликте - с привлечением учителей из других школ) для объективной оценки уровня знаний ученика Даже если обвиняемый учитель докажет, что в данном случае он не был пристрастен, вряд ли он решится по-прежнему придираться к ответам учеников.
  3. Школьная администрация или учитель принуждают школьника-атеиста к участию в религиозных обрядах (или верующего школьника заставляют участвовать в обрядах иной конфессии).
         Самый простой и ясный с правовой точки зрения случай. Достаточно обратиться с официальным заявлением к школьной администрации и предупредить, что жалоба пойдет в РУНО. Вероятно, директор будет объяснять, что данное мероприятие не носило обязательного характера или отрицать его религиозный характер. Достаточно держаться уверенно, и для конкретного ребенка Вы добьетесь официального разрешения не участвовать в подобных мероприятиях.
  4. Одноклассники (при молчаливом одобрении учителей) издеваются над ребенком из-за его религиозных или иных убеждений.
         Это самый сложный случай, поскольку невозможны или малоэффективны какие-либо разовые акции. У учителя есть 3 взаимосвязанных способа воздействовать на ситуацию. Во-первых, самому всем своим видом, словами и действиями демонстрировать свою нетерпимость к любым проявлениям ксенофобии. Во-вторых, надо разбираться в причинах и механизме травли. В-третьих, продумать систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Вернуться

Сайт создан в системе uCoz