Рекомендации для учителей
Как учитель может защитить свободу убеждений учащихся?
Учителю защищать права школьников и легче,
и труднее, чем родителям. С одной
стороны, он действует "изнутри" школы, лучше знает ситуацию, может
быстрее получить и проверить информацию о каких-либо нарушениях прав учащихся.
С другой стороны, он работник данной школы, заинтересованный в ее хорошей репутации
не только у родителей, но и РУНО. Наконец, учитель - наемный работник, во многом
зависящий от работодателя (директора школы). Так что, прежде всего, учителю
придется ответить на самый главный вопрос: "Для чего я работаю в школе:
чтобы удовлетворять требования начальства или интересы детей?". Далее мы
рассмотрим несколько типичных ситуаций и варианты действий учителя.
1. Новый учебный предмет
Если директор школы предлагает учителю вести предмет, содержание которого,
по мнению учителя, может привести к нарушениям свободы убеждений учащихся ("Основы
военной службы", какой-либо вариант "Основ православной культуры"),
необходимо, прежде всего, постараться выяснить:
- По чьей инициативе вводится в школе данный курс: директора школы, родителей,
местного педагогического начальства, регионального педагогического начальства,
местной или региональной власти, министерства образования?
- Входит ли этот курс в федеральный, региональный или школьный компонент?
- Какие учебники есть по данному предмету, каков их статус?
- Предполагается ли экзамен по предмету, в какой форме он может проводиться?
Выяснить это несложно, большая часть подобной информации доступна. Как правило,
информация имеется у директора и у районного методиста, у которых нет никаких
оснований не выдавать ее учителю (разумеется, если учитель не известен в РУНО
как активист общественной организации). Далее у учителя есть несколько вариантов:
- Откровенно изложить директору основания, по которым считает данный предмет
противоречащим российскому законодательству (см. Приложения 2 и 3) и вредным
(опасным) с воспитательной точки зрения (например, "Основы православной
культуры" Бородиной) - возможно, директор сам не в восторге от навязанного
местной (региональной) властью курса и с радостью воспользуется этими аргументами.
Вариант хорош для опытных высококвалифицированных учителей, уверенных в том,
что они не останутся без работы.
- Объяснить директору, что не имеет необходимой подготовки для ведения данного
предмета. Любые курсы повышения квалификации или переподготовки занимают не
меньше года, и обязать посещать их директор не имеет права, если это не оговорено
специально в трудовом договоре (вероятность этого ничтожна, ибо в типовом
трудовом договоре ничего подобного нет). Не факт, что такие курсы существуют,
кроме того, выиграть год-другой - уже победа. Учитель должен раз в 5 лет обучаться
на курсах повышения квалификации, но только по своему предмету. Обязать изучать
новый предмет нельзя, так же как нельзя заставить учителя вести уроки, если
это не оговорено в договоре: "Учебная нагрузка педагогического работника
образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте),
ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном
учреждении соответствующих типа и вида" (ст. 55 ЗФ "Об образовании").
Сейчас, с введением обязательной военной подготовки, весьма вероятен следующий
шаг со стороны руководителей образования. Поскольку учителя - мужчины в свое
время все прошли обучение на военных кафедрах педагогических вузов и имеют
диплом преподавателя НВП, им могут настойчиво предлагать вести новый предмет.
В этом случае учитель окажется перед интереснейшей педагогической задачей:
можно ли преподавать обязательное военное дело, не нарушая свободы убеждений
школьников?
- Также учитель может использовать методику, так называемой, "итальянской
забастовки". Ее суть - в согласии работать только при неукоснительном
соблюдении со стороны администрации всех норм трудового и образовательного
законодательства. Достаточно вспомнить хотя бы обо всех санитарных нормах,
чтобы понять: организовать преподавание на должном уровне военного дело в
нынешней школе невозможно. И по каким, собственно говоря, учебникам будут
изучать старшеклассники военное дело?
- На родительском собрании объяснить родителям возможные последствия для их
детей введения данного курса как обязательного (например, после занятий военной
подготовкой молодому человеку будет сложно обосновывать свое желание проходить
альтернативную гражданскую службу), и далее в разговоре с директором ссылаться
на запротоколированное решение собрания. Чтобы учителя не упрекнули в том,
что он "настраивает родителей", можно заранее подготовить 2 варианта
заявления на имя директора школы: "Я не возражаю против того, чтобы мой
ребенок изучал Основы православной культуры" и "Я возражаю против
того, чтобы мой ребенок изучал Основы православной культуры". Этот вариант
возможен, только если учитель - классный руководитель. При этом ни в коем
случае не следует говорить об идеологическом аспекте проблемы или критиковать
курс сам по себе. Речь должна идти именно об их детях: их здоровье и безопасности
(в случае с пятидневными сборами в воинских частях), об обстановке в классе,
об отношениях с родителями (в случае с религиозным воспитанием) и так далее.
Можно напомнить о том, что, если будет введен этот предмет, останется меньше
времени на различные элективные курсы, необходимые их детям. Учитывая общее
негативное отношение родителей к новым курсам и программам, а также "перегрузку"
учащихся, можно с большой долей уверенности рассчитывать на то, что собрание
обратится к администрации с просьбой не вводить данный предмет. Вообще при
общении с родителями всегда следует подчеркивать, что их мнение по большинству
вопросов является определяющим, от них зависит, какое образование получат
их дети. Обращение к родителям многие эксперты считают наиболее разумным шагом.
Ко мнению родителей всегда прислушается и директор, и районное начальство,
а способов воздействия на родителей у администрации, фактически, нет.
- Не отказываясь вести данный предмет, заменить его содержание на идеологически
нейтральное (например, на "Основах православной культуры" изучать
историю древнерусской живописи). Это самый привычный для советских учителей
вариант. Опасность его в том, что это прямое нарушение должностных обязанностей.
Любой родитель или представитель школьной администрации может, при желании,
поднять скандал. Сейчас, когда соответствующие изменения в закон "Об
образовании" внесены, а курс "Основы военной службы" может
войти в федеральный компонент, такой "тихий саботаж" может оказаться
единственно возможным.
2. Внеклассные мероприятия
Если завуч по воспитательной работе сообщает классному руководителю о том, что
его класс должен принять участие в каком-то мероприятии, содержание которого,
по мнению классного руководителя, может привести к нарушениям свободы убеждений
учащихся, необходимо, прежде всего, постараться выяснить:
- Каков статус мероприятия (всероссийское, городское, районное, школьное)
и как сформулированы цели мероприятия
- Есть ли письменное указание об обязательном характере данного мероприятия
- Проводится ли это мероприятие впервые или оно традиционно для школы?
- Известны ли какие-то случаи негативных последствий проведения аналогичных
мероприятий?
Основная трудность заключается в том, что, как правило, никаких письменных
распоряжений на уровне РУНО не бывает, все ограничивается устными указаниями
и рекомендациями. Таким образом, формально "зацепиться" не за что.
С другой стороны, и взыскания за невыполнение этих устных распоряжений достаточно
редки. Основания для каких-либо санкций перечислены в Трудовом Кодексе, их не
так-то много. Так, в ст.336 ТК РФ перечислены 3 основания прекращения трудового
договора с педагогическими работниками: повторное в течение одного года грубое
нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное,
методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью
обучающегося, воспитанника; появление на работе состоянии алкогольного опьянения.
Что касается дисциплинарной ответственности, то, в соответствии со ст. 55 ФЗ
"Об образовании", "дисциплинарное расследование нарушений педагогическим
работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или)
устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей
на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана
данному педагогическому работнику". На первый взгляд кажется, что у школьной
администрации есть масса возможностей наказать "неугодного" учителя.
Давление, как правило, идет по трем направлениям.
Во-первых, учителю можно сделать неудобное расписание занятий, сократить нагрузку
(но не меньше ставки!).
Во-вторых, против учителя можно попытаться настроить педагогический коллектив,
или начать "отыгрываться" на детях: придираться к ученикам, лишать
их интересных мероприятий и т. д.
Наконец, учителя можно замучить бесконечными проверками и придирками, поскольку
точно выполнять все существующие нормативы перегруженному учителю очень сложно.
Это, конечно, сильные "аргументы" администрации, и учитель, начиная
борьбу, должен трезво оценить ситуацию и свои возможности:
- готов ли он сам тому, что отношения с администрацией могут стать напряженными
или вообще испортиться?
- готовы ли родители выступить в его защиту и заявить в вышестоящих инстанциях,
что "любимого учителя выживают из школы"?
- готовы ли его поддержать коллеги (например, при распределении нагрузки на
будущий год)?
- есть ли реальная возможность перейти на работу в другую школу?
Какие мероприятия мы имеем в виду?
- Военно-спортивные и военно-исторические игры, конкурсы.
- Встречи с военными, служившими в "горячих точках".
- Участие в политизированных мероприятиях (конкурсы работ "Что значит
быть русским сегодня?", опрос родителей перед выборами, собираются ли
они участвовать в голосовании и т. д.).
- Вовлечение детей в политические организации ("юные путинцы",
"медвежата" и прочее), военизированные клубы или клубы ярко выраженной
религиозной направленности.
- Участие в религиозных обрядах (например, "освящении" школы).
Если мероприятия 3 - 5 совершенно точно можно расценивать как нарушение свободы
убеждений (ст. 1 п.5 и ст. 2 п.4 и 5 ФЗ "Об образовании"), то к оценке
мероприятий 1 и 2 следует подходить с большой осторожностью. Сама по себе встреча
с ветераном афганской или чеченской войн может иметь огромное воспитательное
значение, если правильно ее организовать. Прежде всего, надо помнить, что к
детям нельзя пускать незнакомого человека, необходимо заранее с ним встретиться
и выяснить, о чем именно он хочет говорить. Кроме того, можно сказать детям,
что перед ними выступили с одной из возможных по данному вопросу позиций (например,
что в Афганистане советские войска выполняли интернациональный долг), и изложить
им другие позиции. То же самое можно сказать и об отношении к различным военизированным
играм. Они могут быть очень интересными и полезными для детей, если при подготовке
и во время самой игры не происходит идеологическая "накачка" (так,
несколько лет назад по телевидению прошел документальный фильм о военно-спортивной
игре в Подмосковье, когда "противниками" были "чеченские террористы").
В любом случае, после проведения таких мероприятий совершенно необходимо провести
с детьми подробное обсуждение.
Итак, как может вести себя учитель?
- Отказаться от участия в мероприятии (см. аналогичный вариант в пункте 1).
- Участвовать формально, не требуя от детей обязательного посещения мероприятия
и "прикрывая" их от администрации. Вариант достаточно прост и привычен
для многих учителей, но не от всех мероприятий детей можно "освободить".
Например, верующим - неправославным, возможно, неприятно будет учиться в "освященной"
школе, даже если они сами не присутствовали при этом обряде.
- Обратиться к родителям на родительском собрании или на заседании родительского
комитета (см. аналогичный вариант в пункте 1), предложив им либо индивидуально
написать заявления классному руководителю (директору), либо обратиться всем
вместе к администрации с просьбой не занимать их детей в подобных мероприятиях.
При этом нужно подчеркивать, что возражение вызывает на само по себе мероприятие,
а его обязательный характер, и значит, все желающие могут принять в нем участие.
- Выполнить в точности распоряжение администрации, честно объяснив детям
свое отношение к данному мероприятию. По крайней мере, дети поймут, что их
классный руководитель не хочет скрывать позицию, расходящуюся с "линией
партии". Правда, в этом случае существует опасность, что самого классного
руководителя обвинят в нарушении закона и навязывании детям его личной точки
зрения.
- Если нарушения 3 - 5 носят систематический характер и инициируются местной
или центральной властью, либо какими-то "взрослыми" политическими
партиями, то вряд ли учителя и родители сами решатся на последовательную борьбу.
В таком случае единственный вариант - привлечение внимания СМИ, правозащитных
организаций.
3. Дискриминация
Наиболее возмутительным случаем нарушения свободы убеждений является дискриминация
школьника или учителя из-за их религиозных, политических или иных убеждений.
Здесь придется рассмотреть действия учителя в каждом конкретном случае дискриминации.
- Самая "мягкое" проявление дискриминации - когда учитель-предметник
или классный руководитель негативно отзываются о какой-то группе людей (мусульманах,
панках, пацифистах, сатанистах - о ком угодно), не предполагая, что их слова
могут кому-то показаться обидными, а для остальных детей классе послужить
сигналом к травле. Похожий случай - когда дети читают в учебнике В. Я. Сюнькова
"Основы безопасности жизнедеятельности", что РКСМ и "Хранители
радуги", сайентологи и "Свидетели Иеговы" "потенциально
способствуют формированию террористических и экстремистских убеждений".
Сюда же можно отнести некорректные оценки исторических деятелей, событий,
даже целых народов или религий, которые, к сожалению, присутствуют во многих
учебниках истории.
Вероятно, в данном случае необходимо, прежде всего, поговорить с учителем,
допустившим некорректные высказывания. Возможно, он просто не задумывается
над их смыслом. Можно обсудить проблему на методическом объединении, представив
ее именно как методическую (например, как преподавать сейчас детям историю
монголо-татарского нашествия или завоевания Россией Кавказа). Если это не
помогает, родители ребенка должны идти к директору школы и настаивать на том,
что учитель не имеет права провоцировать детей. Но ни в коем случае не следует
выносить эту проблему на общее обсуждение детей или родителей, потому что
это только способствует привлечению нездорового внимания к дискриминируемому
ребенку. К сожалению, даже директор не имеет права официально освободить ребенка
от посещения уроков по обязательным учебным дисциплинам. Возможно, компромисс
будет состоять в том, что родители пишут официальное заявление с просьбой
предоставить их ребенку право изучать данный предмет по индивидуальному учебному
плану и не посещать в течение определенного времени уроки, пока изучаются
параграфы учебника, содержащие нетолерантные высказывания (например, сидеть
эти часы в школьной библиотеке).
- Учителя на уроках не дают детям высказывать свое мнение, снижают отметки
за "неправильные" трактовки.
Самый сложный случай, с точки зрения доказательств самого факта. Действительно,
ученику очень нелегко бывает доказать, что оценка снижена за несогласие с
учителем (особенно если речь идет об устном ответе, а не о письменной работе).
Приходится обращаться к показаниям других ребят, то есть сразу делать конфликт
гласным, не оставляя учителю возможности для компромисса. Некоторые родители
и дети используют диктофоны, но это очень спорный момент: строго говоря, запись
на уроке может вестись, только если учитель и остальные ученики знают об этом.
С другой стороны, если реально функционирует Совет школы, то должна быть и
какая-то конфликтная комиссия (Конфликтная комиссия, Суд чести, Совет справедливых
и т. п.). Школьная администрация обязана создать по требованию ученика и его
родителей независимую комиссию (из учителей этой же школы или - при серьезном
конфликте - с привлечением учителей из других школ) для объективной оценки
уровня знаний ученика Даже если обвиняемый учитель докажет, что в данном случае
он не был пристрастен, вряд ли он решится по-прежнему придираться к ответам
учеников.
- Школьная администрация или учитель принуждают школьника-атеиста к участию
в религиозных обрядах (или верующего школьника заставляют участвовать в обрядах
иной конфессии).
Самый простой и ясный с правовой точки зрения случай. Достаточно обратиться
с официальным заявлением к школьной администрации и предупредить, что жалоба
пойдет в РУНО. Вероятно, директор будет объяснять, что данное мероприятие
не носило обязательного характера или отрицать его религиозный характер. Достаточно
держаться уверенно, и для конкретного ребенка Вы добьетесь официального разрешения
не участвовать в подобных мероприятиях.
- Одноклассники (при молчаливом одобрении учителей) издеваются над ребенком
из-за его религиозных или иных убеждений.
Это самый сложный случай, поскольку невозможны или малоэффективны какие-либо
разовые акции. У учителя есть 3 взаимосвязанных способа воздействовать на
ситуацию. Во-первых, самому всем своим видом, словами и действиями демонстрировать
свою нетерпимость к любым проявлениям ксенофобии. Во-вторых, надо разбираться
в причинах и механизме травли. В-третьих, продумать систему воспитательной
работы с детьми и родителями.
|