Учителя за свободу убеждений
Милитаризация школы

Всеволод Луховицкий,
Председатель Межрегиональной общественной
Организации «Учителя за свободу убеждений»,
учитель русского языка, г. Москва

Леонид Перлов,
Почетный работник общего образования РФ,
учитель географии, г. Москва

Федеральная программа патриотического воспитания: - кого или чего?

     Федеральная программа патриотического воспитания, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, в первую очередь направлена на молодежь как основной объект воспитания вообще и патриотического воспитания в частности. Будучи профессиональными педагогами, авторы этой статьи не могли обойти вниманием этот документ. Воплощение большей части его положений в реальную жизнь неизбежно будет возложено на школьных и внешкольных педагогов, и без того отсутствием работы не страдающих.

     С начала века это уже вторая Программа. Первая, аналогичная по названию и содержанию, так сказать, претворялась в жизнь в 2001 – 2005 гг. Эта, согласно «Введению», является ее продолжением. Особого успеха в повышении патриотического самосознания в массах достигнуто не было. Да на него, по всей вероятности, никто особенно и не рассчитывал – судя по тому, что финансирование программы в её фундаментальной, базовой части, сильно не дотянуло до объявленных сумм.

     Первое и основное впечатление от Федеральной программы патриотического воспитания на 2006 – 2010 гг. (в дальнейшем – Программа): это программа военно-патриотического воспитания. Военный подтекст проявляется буквально во всем её содержании: в перечне мероприятий, например. Среди них практически нет «мирных», не имеющих военно-патриотического, военно-исторического или просто военного содержания. Даже в тех случаях, когда собственно название запланированного действа вполне безобидное, перечень ответственных ведомств неизбежно порождает соответствующие ожидания. Так, первые пять пунктов «Программы» так или иначе связаны с Великой отечественной войной. А пункт 6 выглядит вполне безобидно: «Международный фестиваль народного творчества «Дни мира на Тихом океане» (2010 г.). Дни мира – это прекрасно. Только вот в качестве исполнителей этих дней мира перечислены: Роскультура, МИД России, Минобороны, МВД РФ, ФСБ РФ, Минобрнауки, Росвоенцентр, Администрация Приморского края. Дни мира в исполнении Минобороны, само по себе звучит странно. А уж если ему в этом посодействуют ФСБ, МВД и Росвоенцентр, «штатские» ведомства вряд ли их перевесят. Пункты с 7 по 12 опять-таки посвящены событиям Великой Отечественной войны, как, впрочем, и пп. 1 - 5.

    Далее, имеет место мощный блок мероприятий, связанных с подготовкой и празднованием самых различных, но при этом военно-исторических событий, полный перечень которых приводить, полагаю, смысла не имеет. Достаточно сказать, что сюда включены события в диапазоне от Полтавской битвы (300-летие) до разгрома чеченских боевиков в Дагестане (10-летие). В частности на подготовку и празднование 130-летия образования уголовно-исполнительной системы России в 2009 году предполагается потратить 700 тысяч рублей в том числе 600 тысяч – из федерального бюджета. А мероприятия, посвященные 70-летию событий на озере Хасан, обойдутся в миллион.

     Предполагается учреждение ежегодных наград за успехи в патриотическом воспитании по направлениям. Причем чувством юмора авторы «Программы», похоже, все-таки не обделены. Только юмор этот какой-то черноватый. Ежегодная награда с поэтическим названием «Бегущая по волнам» будет присуждаться не за успехи в изучении творчества Александра Грина, а, в соответствии с текстом «Программы» - «…за вклад в работу по профессиональной ориентации молодежи на службу на флоте и подготовке профессиональных кадров для флота России (для образовательных учреждений)».

     В «Программе дважды в разных местах формулируется её основная цель. Во «Введении» эта цель звучит так: «В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укреплении обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации… и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества».

     В разделе  III (Цель и задачи Программы) формулировка уже иная: «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». О повышении обороноспособности страны здесь не упоминается. Видимо, исходя из того, что участие в обороне страны – одна из конституционных обязанностей гражданина. Но не единственная же! Впрочем, мероприятий, направленных на повышение правовой культуры граждан, гражданское образование и воспитание, в Программе нет. Следовательно, последняя формулировка не более чем украшение текста.

     Подробный анализ Программы в данной статье невозможен по естественной причине ограниченности ее объема. Документ занимает 56 страниц мелким шрифтом и может, в общем и целом, быть сведен в три группы по планируемым направлениям деятельности.
  • Организационные мероприятия: управление процессом патриотического воспитания, координация деятельности исполнителей. Примеры таких мероприятий – «Продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности». Или «Совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания». Эти мероприятия, по всей вероятности, до школьного уровня не опустятся, поэтому непосредственного воздействия на детей не окажут.

  • Мероприятия общего характера (в формулировках «Развитие, увековечение, изучение и обобщение, создание условий, поддержка и содействие» и пр.). Реальное воплощение таких мероприятий зависит от конкретных исполнителей. Кто-то, не дожидаясь рассматриваемой Программы и, скорее всего, и не подозревая о ее существовании, годами разыскивает со своими учениками в лесах непогребенные останки солдат Великой войны и организует их захоронение. А кто-то ограничится формальным классным часом «Никто не забыт и ничто не забыто», с которого дети не вынесут ничего, кроме ощущения принудиловки и занудства. Можно устроить конкурс скачанных из Сети рефератов на тему Победы. А можно, как это уже несколько лет делают учителя - участники организованного «Мемориалом» конкурса «Человек в истории XX века», заняться с детьми устной историей. Что именно будет сочтено передовым и заслуживающим распространения опытом – зависит исключительно от личной позиции руководителя образования районного, городского или регионального уровня.

  • Педагогически ориентированные мероприятия. Эти мероприятия имеют целью усиление тех или иных акцентов в воспитании, либо корректировку содержания дидактических и программ в сторону повышения их патриотической (военно-патриотической) направленности. Именно мероприятия этой группы вызывают наибольшую тревогу, поэтому имеет смысл некоторые из них перечислить с краткими комментариями в смысле возможных способов их реализации.

    • «Усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин». Возможна ревизия существующих программ по истории, литературе, обществоведению, географии России и мира. Возможно также снятие министерского грифа с ряда существующих и используемых учебников, чье содержание будет сочтено недостаточно патриотически направленным.

    • «Противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства». Возможно установление цензуры на публикуемые материалы социально-исторического содержания, а также организация «стихийного» противодействия тому, что будет сочтено попытками девальвации, дискредитации и пр.

    • «Воспитание гордости за Российское государство, его свершения». Возможен обратный эффект. Дети, в массе своей, отнюдь не дураки. Они вполне способны сопоставить то, что было раньше с тем, что они наблюдают сейчас. Вполне проникшись гордостью за Российское государство в прошлом, дети, весьма вероятно, озадачатся вопросом: - ну, и куда же все это делось?

    • «Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества». Попробуйте воспитать у ребенка готовность самоотверженно подставить зубы под сапог армейского «деда», убедив его, что именно в этом состоит служение обществу и государству, а также обязанности по защите Отечества. Сегодняшний поток информации делает невозможным сокрытие ситуации в армии. Значит, единственный способ – этот поток по возможности перекрыть.

    • «Проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан Российской Федерации». Смысл мероприятия не вполне ясен. Возможно, имеется в виду экспертиза результатов реализации тех или иных программ.
     Воплощение в жизнь этих направлений могут быть чреваты разными негативными, с педагогической и социальной точек зрения, последствиями. Во-первых, социально-гуманитарные дисциплины сызнова, как когда-то в Советском Союзе, будут идеологизированы и политизированы. О научном, гуманистическом и, тем более, плюралистическом подходе в образовании и воспитании придется забыть. Во-вторых, уровень толерантности в молодежной среде, и без того запредельно низкий, упадет до неразличимых невооруженным взглядом величин. Параллельно и одновременно, разумеется, повысится градус общественной нетерпимости к тем, на кого будет указано как на «врагов Отечества, дискредитирующих патриотическую идею». Вполне достаточно будет усомниться в превосходстве россиян в какой-либо сфере, чтобы получить соответствующий ярлык. Нежелание служить в армии, смертельно опасной в мирное время для собственного личного состава, будет расцениваться не как отказ от самоубийства, а как антипатриотическое действо.

     Как же быть в сложившейся ситуации педагогу? Как работник государственного или муниципального образовательного учреждения он, с одной стороны, обязан Программу выполнять. И он же, как человек думающий и профессионально подготовленный, обязан в меру своих сил, умения и возможностей, оградить детей от вероятных негативных последствий реализации этой Программы. Да еще при этом сильно постараться, чтобы вполне возможная принудиловка и насильственная «патриотизация» детей не вызвали в них, что вполне возможно, противоположную реакцию. В конечном счете, отчетливый военно-патриотический акцент Программы, как нам представляется, имеет целью милитаризацию сознания молодежи. В том числе, и, скорее всего, в первую очередь – школьной молодежи. С этим прекрасно увязывается недавнее (6 июля 2005 г.) изменение Федерального закона «Об образовании», узаконившее преподавание военной подготовки в средней общеобразовательной школе. А также существующие курсы ОБЖ для 10-11 классов, на 80% состоящие из той же военной подготовки, и военные сборы десятиклассников, незаконные до 6 июля сего года, а теперь ставшие вполне законными. Но от этого не переставшие представлять опасность для жизни и здоровья детей.

Межрегиональной общественной организацией «Учителя за свободу убеждений», председателем которой является один из авторов этой статьи, разработаны практические рекомендации для учителей и родителей по противодействию попыткам милитаризации сознания детей в школе. Базовым материалом для них послужили реальные ситуации как в московских, так и в периферийных школах. Мы надеемся, что этот опыт может оказаться полезным для всех участников образовательного процесса – детей, их родителей и учителей.

Права участников образовательного процесса

      В своей деятельности все участники образовательного процесса (школьная администрация,  учителя, родители и учащиеся) должны руководствоваться Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании» и «принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области образования" (ст. 3 ФЗ «Об образовании»). 

     Следовательно, для защиты прав детей в школе  (идет ли речь об обязательной военной подготовке или же обязательном религиозном воспитании) нужно использовать те документы, которые относятся непосредственно к сфере образования.
К таким документам относятся:
  • Конституция РФ (ст. 43)
  • ФЗ «Об образовании» (ст. 2, 13, 14, 32, 35, 51 и 52)
  • ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Закон Российской Федерации "Об образовании" (принят ГД в третьем чтении 6 июля 2005 года)
  • Семейный кодекс (ст. 63 и 64)
  • Примерное положение о типовом Уставе общеобразовательного учреждения
  • Приказы Министерства образования от 5 марта 2004 г. №1089 (о федеральном компоненте госстандартов) и от 9 марта 2004 г. (о базисном учебном плане)
  • Должностные инструкции учителя, классного руководителя, директора школы
Именно на этих документах может и должна быть основана вся работа  учителей и школьной администрации.

Нарушение свободы убеждений при изучении военного дела

     Если в учебный план школы (в соответствии с ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Закон Российской Федерации "Об образовании" от 17. 07. 2005) введен предмет «Начальная военная подготовка», то участники учебного процесса могут столкнуться с
  • дискриминацией юношей, у которых появится дополнительный учебный предмет;
  • возможно, навязыванием милитаристской идеологии, «военно-патриотического» воспитания;
  • принуждением к практическим занятиям по основам военной службы без учета убеждений учащихся;
  • нарушением конституционного права родителей на воспитание своих детей в соответствии с их убеждениями;
  • нарушениями ряда статей ФЗ «Об образовании», других законодательных актов, регулирующих обеспечение здоровья и безопасности детей в процессе обучения.
  Если в учебный план школы не введен предмет «Начальная военная подготовка», а преподается курс «Основы безопасности жизнедеятельности», имеют место следующие нарушения прав:
  • снижение оценки по «Основам безопасности жизнедеятельности» за отказ обучаться владению оружием, выполнять практические задания при изучении раздела «Основы военной службы»;
  • принуждение к прохождению учебных сборов;
  • угрозы и применение санкций за неучастие во внеклассных и внешкольных мероприятиях, в содержании которых есть военная составляющая.

Как родители могут защитить права своих детей?

     В распоряжении родителей гораздо больше механизмов для защиты прав их детей, чем у учителей и школьной администрации. Во-первых, на стороне родителей — все законодательство РФ в области образования; во-вторых, система управления образованием построена таким образом, что реально изменить ситуацию может скорее группа решительно настроенных родителей, чем директор школы.

Что делать:
     Если Вы услышали от Вашего ребенка или родителей его одноклассников о каких-либо действиях и распоряжениях педагогических работников, нарушающих, по Вашему мнению, права ребенка, следует, прежде всего, собрать необходимую информацию. Ведь вполне может быть, что Ваш ребенок чего-то не понял, перепутал. Вас должно интересовать:
  • от кого исходит распоряжение (если дело именно в распоряжении), каков его официальный статус (одно дело — желание верующего учителя воспитать детей, совсем другое — принятое на региональном уровне решение сделать курс «Основы православной культуры» обязательным);
  • опирается ли учитель в своих действиях на какие-либо письменные распоряжения вышестоящих органов;
  • сказано ли что-то по этому поводу в Уставе школы, в других школьных документах;
  • как относятся к этому другие родители, классный руководитель, разные учителя-предметники;
  • является ли это нарушение прав Вашего ребенка единичным случаем или они носят систематический характер.
     Выяснить это не сложно, и не нужно даже сразу же настойчиво требовать чего-то от учителей или директора — обо всем можно узнать спокойно, проще всего — у других родителей. Что касается Устава школы, то он должен быть вывешен в доступном месте. Если Вы не найдете его на стенде, попросите в канцелярии или у завуча дать вам текст устава для ознакомления (при этом совершенно не обязательно никому сообщать, что именно Вас в Уставе интересует).

     Если информация оказалась достоверной, есть несколько путей.
  1. Индивидуальные действия.
         Индивидуальные действия могут быть эффективны, если нарушения носят локальный характер и нарушителем является учитель. Далее в определенном порядке перечислены Ваши возможные действия. Здесь мы исходим из принципа, что при любой конфликт сначала нужно попытаться решить мирно (худой мир лучше доброй ссоры). Поэтому в любом случае рекомендуем Вам начинать именно с того шага, который описан первым; только если он не даст никаких результатов, переходите к следующему — и так далее.
    • Спокойно побеседуйте с учителем (классным руководителем), объяснив ему, почему Вы не считаете возможным для Вашего ребенка посещение данных занятий (выполнение распоряжений, участие в мероприятии и т. д.).
    • Обратитесь за советом к тем учителям, которым Вы доверяете — может быть, они смогут «повлиять» на своего коллегу.
    • Расскажите на родительском собрании о ситуации с Вашим ребенком, заинтересуйте этой проблемой других родителей и классного руководителя.
    • Напишите официальное заявление на имя директора школы о Вашем несогласии выполнять данное распоряжение, обязательно покажите его учителю перед тем, как отдать директору.
    • Идите к директору школы и настаивайте на том, что публичные высказывания учителя (или присутствующие во многих учебниках мнения и оценки) провоцируют религиозную или этническую («национальную») нетерпимость. К сожалению, даже директор не имеет права официально освободить ребенка от посещения уроков по обязательным учебным дисциплинам. Возможно, компромисс будет состоять в том, что родители напишут официальное заявление с просьбой предоставить их ребенку право изучать данный предмет по индивидуальному учебному плану и не посещать в течение определенного времени уроки, пока изучаются параграфы учебника, содержащие нетолерантные высказывания (например, сидеть эти часы в школьной библиотеке).
    • Обратитесь к директору школы с официальной письменной жалобой на нарушение учителем прав ребенка.
    • Обратитесь в органы школьного самоуправления (если они в Вашей школе функционируют).
    • Обратитесь в вышестоящие инстанции с жалобой на нарушение прав ребенка  школой.

  2. Коллективные действия на внутришкольном уровне.
         Такие действия необходимы в тех случаях, когда нарушения свободы убеждений носят систематический характер и нарушителем выступает не один учитель, а школьная администрация, органы управления образованием или любое начальство на региональном уровне.
    • Найдите единомышленников среди родителей Вашего класса, которые предпримут те же шаги, что и Вы, среди учителей и школьной администрации (вполне может быть, директор школы только и ждет, чтобы все родители дружно выступили против незаконного распоряжения РУНО).
    • Соберите родительский комитет класса, подготовьте родительское собрание (родители имеют право принимать решение о проведении этих мероприятий, и школа обязана предоставить им возможность их проведения). На родительском собрании должны быть оформлены два типа документов: протокол родительского собрания с точной формулировкой решения собрания и индивидуальные заявления родителей. Наличие этих документов — очень сильный аргумент, поэтому следует позаботиться о протоколе и кворуме. Некоторые советуют снимать все собрание на видео, чтобы Вас потом не обвинили в давлении на родительский коллектив.
    • Если у вас есть основания считать, что школьная администрация не отреагирует на решение родительского собрания класса, выносите вопрос на общешкольное обсуждение — школьный родительский комитет, общешкольное родительское собрание (решения этих органов носят рекомендательный характер, но, как правило, администрация к ним прислушивается), Совет школы или Педагогический совет (их решения обязательны для исполнения всеми сотрудниками школы, если иного не прописано в Уставе школы). В любой из этих органов школьного самоуправления надо обращаться, имея на руках решение родительского собрания класса. Но даже если родители вашего класса вас не поддержали, вы можете попытаться сразу выходить на общешкольный уровень.
    • Предложить органам самоуправления школы внести в Устав школы пункты, защищающие права детей (например, о светском характере образования, о добровольном участии во всех внеклассных мероприятиях районного и городского уровня и т. д.).

  3. Коллективные действия на внешкольном уровне.
         Возможно, если источник нарушений свободы убеждений Ваших детей — региональные власти или Министерство образования, Вам придется прибегнуть к коллективным действиям на районном (городском, региональном) или даже всероссийском уровне. Следует иметь в виду, что родительская общественная организация может действовать гораздо увереннее, чем неорганизованная группа родителей, и к ее жалобам и заявлениям обязательно прислушаются, хотя бы потому, что не захотят раздувания «скандала». Самое главное — найти вне школы людей, готовых Вас поддержать.
    • Найдите координаты местных и региональных правозащитных организаций, обратитесь к ним за консультацией и поддержкой (в том числе и юридической).
    • Пойдите на прием к депутатам разного уровня (если необходимы какие-то действия местной законодательной власти), чтобы депутат написал запрос или просто позвонил в нужную организацию.
    • Распространите информацию о нарушении прав детей как можно шире, в том числе — через сети общественных организаций.
    •      Правда, здесь нужно действовать максимально осторожно: в результате «скандала» директора школы могут уволить, а школу замучить всевозможными проверками. К широкой огласке можно прибегать как к самому крайнему средству, в том случае если именно директор — Ваш главный противник.

  4. Обращение в различные органы, призванные защищать права граждан.
         Наконец, в самом крайнем случае, в соответствии со ст. 45 и 46 Конституции РФ, для защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов можно обращаться в различные правоохранительные и судебные органы:
    • в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан;
    • в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если Вы считаете, что Ваши конституционные права и свободы нарушены этим законом;
    • в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав полномочны опротестовывать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;
    • в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов;
    • к региональным Уполномоченным по правам человека и по правам ребенка (если таковые есть в Вашем регионе), а также к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.



Вернуться

Сайт создан в системе uCoz