Учителя за свободу убеждений
Милитаризация школы

Ю. Горячева (Союз КСМ России)

Предложения о снижении до 15 лет возраста, с которого гражданин России становится военнообязанным, и об упорядочении мероприятий по воинскому учёту, призыву на военную службу, зачислению в запас

Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ
Выпуск 83
февраль 2005 года

  1. Законопроект № 315553-3 “О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" (о замене факультативного военного обучения в школах на обязательное)
     Внесен депутатами Гос. Думы Н.М. Безбородовым, А.И. Николаевым, Е.А. Зеленовым
     Профильные комитеты – Комитет по обороне и Комитет по образованию и науке
     Принят в первом чтении 10.10.2003 г.

     Многократно по настойчивой просьбе Комитета по обороне включался в календари работы Гос. Думы для обсуждения во втором чтении. Последний раз решением Совета Гос. Думы от 11.01.2005 г. был включён в повестку дня заседания Гос. Думы 19.01.2005 г., но 18.01.2005 г. Совет Гос. Думы отложил его рассмотрение на более поздний срок, – вероятно, с намерением принять сначала изменение в статью 1 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, позволяющее считать военнообязанными граждан России, начиная с 15-летнего возраста (законопроект № 138031-4 – см. ниже)

     Законопроект № 315553-3 был подробно прокомментирован на этапе его принятия в первом чтении в октябре 2003 г. Предложение его авторов о замене факультативного военного обучения школьников обязательным – без получения согласия их родителей – противоречит Всеобщей декларации прав человека (статье 16) и Международному пакту о гражданских и политических правах (статье 18).

  1. Законопроект № 138031-4 “О внесении изменений в Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”
     Внесен депутатом Государственной Думы Н.М.Безбородовым 3.02.2005 г.
16.02.2005 г. Совет Гос. Думы принял решение о подготовке законопроекта к рассмотрению Гос. Думой в период весенней сессии 2005 г.
Автор предложил внести следующие существенные изменения в Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”:

1. Определить в статье 1 “Воинская обязанность” категории граждан, освобождаемых государством от исполнения воинской обязанности:
“От исполнения воинской обязанности освобождаются граждане:
  • мужского пола моложе 15 лет;
  • мужского пола, пребывающие в отставке;
  • женского пола, за исключением проходящих военную службу и пребывающих в запасе;
  • признанные в установленном настоящим Федеральным законом порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы”,
сохранив при этом статью 23 “Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу”, в которой определены ещё и другие категории граждан:
  • кандидаты и доктора наук;
  • граждане, чьи родители, братья или сёстры погибли при исполнении обязанностей военной службы;
  • граждане, прошедшие военную службу в другом государстве.
2. В пункте 1 статьи 8 “Организация воинского учета” определить, что на воинском учёте должны состоять все граждане, кроме:
  • освобожденных от исполнения воинской обязанности;
  • проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу.
3. Дополнить статью 52 положением о том, что “граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности, в запасе не пребывают”.

4. Дополнить статью 52 положением о зачислении всех граждан, прошедших военную службу по призыву, в запас Вооружённых Сил РФ (в действующем законе можно зачислять в запас других войск)

5. Исключить из обязанностей призывной комиссии и военного комиссара (в пункте 1 статьи 28) принятие решений о зачислении граждан в запас Вооружённых сил РФ и уточнить формулировку решения об освобождении граждан от исполнения воинской обязанности. вследствие негодности к военной службе по состоянию здоровья.

  1. Законопроект № 138022-4 “О внесении изменения в статью 55 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (о гражданах, не подлежащих призыву на военные сборы)
     Внесен депутатом Государственной Думы Н.М. Безбородовым 3.02.2005 г.
     16.02.2005 г. Совет Гос. Думы принял решение о подготовке законопроекта к рассмотрению Гос. Думой в период весенней сессии 2005 г.

Комментарий

(общий по пунктам 1 – 3)

     Предложенный депутатами–членами Комитета по обороне в Государственной Думе третьего созыва законопроект № 115553-3, предусматривающий замену факультативного военного обучения в школах на обязательное, был принят в первом чтении в октябре 2003 года в обстановке, когда один из профильных комитетов Гос. Думы – Комитет по образованию и науке – имел принципиальные возражения против него.

     Споры между профильными комитетами были вызваны тем, что Комитет по образованию и науке основывался на принципе приоритетности образования граждан, установленном нормами международного права (Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией ООН “О борьбе с дискриминацией в области образования” и др.), Конституцией РФ (статьей 43) и ФЗ “Об образовании” (статьей 1), а Комитет по обороне считал и считает, что военное законодательство имеет приоритет над гражданским.

     При подготовке ко второму чтению, которое предполагалось провести 19.01.2005 г., были представлены таблицы поправок к законопроекту, принятому в первом чтении. Все поправки, внесенные Комитетом по образованию и науке, оказались в таблице отклонённых поправок. В таблицу принятых поправок были внесены только поправки технического и юридического характера. При обсуждении этого законопроекта 18 января с.г. на Совете Гос. Думы его рассмотрение во втором чтении было перенесено на более поздний срок, вероятно для того, чтобы подготовить более твёрдую почву для его принятия.

     Этой твёрдой почвой, по-видимому, является предложенный депутатом Н.М. Безбородовым законопроект № 138031-4, устанавливающий воинскую обязанность граждан с 15 лет, что позволит проводить военные сборы с 15-летними гражданами, обучать их по программе обучения основам военной службы стрельбе, бегу с противогазами, а также вызывать их на медицинское освидетельствование. В настоящее время всё это введено постановлением Правительства РФ 1999 г. и приказами Министра обороны и Министерств здравоохранения и образования 2001 года 1, но не федеральными законами.

     Однако введение воинской обязанности с 15 лет противоречит статье 60 Конституции РФ, согласно которой граждане не могут самостоятельно выполнять свои обязанности до 18 лет, международным правовым актам, Семейному кодексу РФ (статье 54), согласно которому до 18 лет граждане являются детьми, Основам законодательства по охране здоровья граждан (статье 24), согласно которому несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, Гражданскому кодексу РФ (статьям 21, 26), согласно которому интересы несовершеннолетних в гражданско-правовых отношениях представляют родители или законные представители, а начиная с 14 лет – они сами, но с согласия родителей.

Поправки, вводящие дополнительные обязанности для граждан призывного возраста, ограничивающие их права и свободы

     Законопроект № 138026-4 “О внесении изменения в статью 10 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”
     Внесен депутатом Государственной Думы Н.М.Безбородовым 3.02.2005 г.
     16.02.2005 г. Совет Гос. Думы принял решение о подготовке законопроекта к рассмотрению Гос. Думой в период весенней сессии 2005 г.

     Автор считает, что граждане призывного возраста, не прошедшие военную службу по призыву, обязаны сами, без всякой повестки, лично являться в военкомат (по месту постоянного или временного жительства) и сообщать о том, что они намерены уехать куда-либо на срок от пяти дней до трех месяцев.

     Соответствующие изменения он предложил ввести в редакцию пункта 2 статьи 10 “Обязанности граждан по воинскому учету” Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

Комментарий

     Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его автор, генерал Н.М. Безбородов, считает внесенную им поправку простым исправлением юридической недоработки Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и не соотносит её с Конституцией РФ.

     Но эта поправка предполагает ограничение прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ (статьи 27, 32, 34, 35(ч.2), 36, 37, 38, 41, 43, 44, 45) в условиях мирного времени. Ибо типична ситуация, при которой гражданин, окончивший школу, техникум или ВУЗ, уезжает в другой город для поступления в образовательное учреждение следующего уровня, на работу, отдых и т.д. При его личной явке в военкомат военный комиссар, полномочия которого с 1.01.2005 г. расширены Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., непременно использует их, чтобы вручить этому гражданину повестку для явки в военкомат по вопросам призыва – на основании статьи 31 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”. На обратной стороне этой повестки, форма которой утверждена Приказом Министра обороны № 400 от 6.09.1999 г., указываются последствия неявки – уголовная ответственность по статье 328 Уголовного Кодекса РФ.

     Если поправка будет принята, то неявка гражданина в военкомат для сообщения о намерении временно уехать по своим делам с места жительства или регистрации неизбежно приведёт к административному штрафу, установленному главой 21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     Таким образом, поправка депутата Н.М. Безбородова не только умаляет права и свободы человека и гражданина в его повседневной жизни в условиях мирного времени, что недопустимо по статье 55 Конституции РФ, но налагает на него дополнительные обязанности, невыполнение которых является поводом для наложения на него административного штрафа либо возбуждения против него уголовного дела.

Примечания:

1 Постановление Правительства РФ № 1441 от 31.12.99 г. “Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе” ; Приказ Министра обороны РФ и Министра образования РФ № 203/1936 от 3 мая 2001 г. “Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы”; Приказ Министра обороны РФ № 202 от 3 мая 2001 г “Об утверждении Инструкции о подготовке граждан РФ по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования”; Приказ Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ № 240/168 от 3 мая 2001 г. “Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе”.  Назад

Вернуться

Сайт создан в системе uCoz