Учителя за свободу убеждений
Хроника событий

Педагоги призвали министра образования и науки
защитить российскую Конституцию и закон "Об образовании"

     15 и 16 января в Москве состоялась общественно-педагогическая конференция "Свобода убеждений в образовательном пространстве школы". В конференции приняли участие педагоги и правозащитники из Азова, Барнаула, Дзержинска (Нижегородской области), Йошкар-Олы, Калуги, Калининграда, Красноярска, Москвы, Новочеркасска, Перми, Рязани, Санкт-Петербурга, Томска, Чебоксар, Тамбовской и Псковской областей. Организаторами события выступили члены Инициативной группы "Учителя против клерикализации и милитаризации школы", созданной весной 2004 года. Экспертную и финансовую поддержку конференции оказали Научно-методический центр "Гуманист" и Московское бюро по правам человека.

     По словам координатора Инициативной группы, учителя географии Леонида Перлова, основная опасность для свободы убеждений в школе сегодня связаны с попытками внедрения идеологии, в основе которой лежит разделение людей на "своих" и "чужих", создание "образа врага" и беспрекословное подчинение "старшему", будь то военрук или священник.

     О конкретных проявлениях этих негативных тенденций говорили и московские эксперты, и участники из других регионов страны. Во многих школах России сегодня де-факто вводятся обязательные религиозные курсы, которые, по сути, являются изучением Закона Божьего. Детей принуждают к участию в мероприятиях и обрядах, проводимых религиозными организациями. Пятидневные военные "учебные" сборы стали в большинстве регионов практически обязательными для старшеклассников. Обеспокоенность педагогов и правозащитников вызывает и содержание школьных учебников по гуманитарным предметам, рекомендованных и допущенных к использованию Министерством образования. Во многих из них ставится знак равенства между православием и духовностью, подчеркивается неразрывная связь между национальностью и конфессиональной принадлежностью, допускаются некорректные высказывания относительно представителей других национальностей и религий. На первый план выдвигается воинская доблесть как чуть ли не единственная форма проявления патриотизма. Подобному пониманию роли военной службы способствует и реализация "Программы патриотического воспитания на 2001 - 2005 гг.", которая фактически подменяет понятие "патриотическое воспитание" "военно-патриотическим".

     Способы защиты свободы убеждений стали предметом специального обсуждения на конференции. В настоящий момент попытки введения в государственных школах обязательных религиозных и военных курсов не имеют под собой достаточных правовых оснований и противоречат как существующей Конституции, так и Федеральному закону "Об образовании". Однако ситуация может измениться в самое ближайшее время. Уже появились сообщения о том, что в весеннюю сессию Государственная дума будет рассматривать предложения о возвращении обязательного курса "Начальная военная подготовка" в школы.

     Одним из итоговых документов конференции стало Обращение к министру образования и науки А. А. Фурсенко, в котором педагоги и правозащитники призвали министра принять меры по устранению вопиющих нарушений Конституции и закона "Об образовании" в части соблюдения принципа добровольности занятий по военной подготовке. В Обращении предлагается приказом министра ввести норму об обязательном письменном согласии детей и родителей на участие в военных сборах и любых мероприятиях военного характера. Финансирование военных сборов, в строгом соответствии с законом, должно осуществляться за счет средств заинтересованного ведомства, то есть Министерства обороны. По мнению участников конференции, также необходимо пересмотреть содержание программы по Основам безопасности жизнедеятельности и заменить раздел "Основы военной службы" (изучение которого в отдельных случаях занимает до 70 процентов учебного времени) разделом "Защита жизни и здоровья граждан в условиях вооруженного конфликта".

     Для организации дальнейшей совместной работы было принято решение создать и зарегистрировать межрегиональную общественную организацию "Учителя за свободу убеждений".

     Основная цель организации - обеспечение неукоснительного соблюдения в школе свободы убеждений, гарантированной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании" и иными законами.

Вернуться

Сайт создан в системе uCoz