Учителя за свободу убеждений Хроника событий |
15 и 16 января в Москве состоялась общественно-педагогическая
конференция "Свобода убеждений в образовательном пространстве школы". В конференции приняли
участие педагоги и правозащитники из Азова, Барнаула, Дзержинска (Нижегородской области),
Йошкар-Олы, Калуги, Калининграда, Красноярска, Москвы, Новочеркасска, Перми, Рязани,
Санкт-Петербурга, Томска, Чебоксар, Тамбовской и Псковской областей. Организаторами
события выступили члены Инициативной группы "Учителя против клерикализации и милитаризации
школы", созданной весной 2004 года. Экспертную и финансовую поддержку конференции оказали
Научно-методический центр "Гуманист" и Московское бюро по правам человека.
По словам координатора Инициативной группы, учителя географии
Леонида Перлова, основная опасность для свободы убеждений в школе сегодня связаны с попытками
внедрения идеологии, в основе которой лежит разделение людей на "своих" и "чужих", создание
"образа врага" и беспрекословное подчинение "старшему", будь то военрук или священник.
О конкретных проявлениях этих негативных тенденций говорили и
московские эксперты, и участники из других регионов страны. Во многих школах России сегодня
де-факто вводятся обязательные религиозные курсы, которые, по сути, являются изучением
Закона Божьего. Детей принуждают к участию в мероприятиях и обрядах, проводимых религиозными
организациями. Пятидневные военные "учебные" сборы стали в большинстве регионов практически
обязательными для старшеклассников. Обеспокоенность педагогов и правозащитников вызывает и
содержание школьных учебников по гуманитарным предметам, рекомендованных и допущенных к
использованию Министерством образования. Во многих из них ставится знак равенства между
православием и духовностью, подчеркивается неразрывная связь между национальностью и
конфессиональной принадлежностью, допускаются некорректные высказывания относительно
представителей других национальностей и религий. На первый план выдвигается воинская
доблесть как чуть ли не единственная форма проявления патриотизма. Подобному пониманию
роли военной службы способствует и реализация "Программы патриотического воспитания на
2001 - 2005 гг.", которая фактически подменяет понятие "патриотическое воспитание"
"военно-патриотическим".
Способы защиты свободы убеждений стали предметом специального
обсуждения на конференции. В настоящий момент попытки введения в государственных школах
обязательных религиозных и военных курсов не имеют под собой достаточных правовых оснований
и противоречат как существующей Конституции, так и Федеральному закону "Об образовании".
Однако ситуация может измениться в самое ближайшее время. Уже появились сообщения о том,
что в весеннюю сессию Государственная дума будет рассматривать предложения о возвращении
обязательного курса "Начальная военная подготовка" в школы.
Одним из итоговых документов конференции стало Обращение к
министру образования и науки А. А. Фурсенко, в котором педагоги и правозащитники призвали
министра принять меры по устранению вопиющих нарушений Конституции и закона "Об образовании"
в части соблюдения принципа добровольности занятий по военной подготовке. В Обращении
предлагается приказом министра ввести норму об обязательном письменном согласии детей и
родителей на участие в военных сборах и любых мероприятиях военного характера. Финансирование
военных сборов, в строгом соответствии с законом, должно осуществляться за счет средств
заинтересованного ведомства, то есть Министерства обороны. По мнению участников конференции,
также необходимо пересмотреть содержание программы по Основам безопасности жизнедеятельности
и заменить раздел "Основы военной службы" (изучение которого в отдельных случаях занимает до
70 процентов учебного времени) разделом "Защита жизни и здоровья граждан в условиях вооруженного
конфликта".
Для организации дальнейшей совместной работы было принято решение
создать и зарегистрировать межрегиональную общественную организацию "Учителя за свободу убеждений".
Основная цель организации - обеспечение неукоснительного соблюдения
в школе свободы убеждений, гарантированной Конституцией Российской Федерации, Федеральным
законом "Об образовании" и иными законами.
защитить российскую Конституцию и закон "Об образовании" |