Учителя за свободу убеждений Клерикализация школы |
О. Квирквелия Об очевидных вещах
Свобода совести и светскость государства в Российской Федерации
провозглашены законодательно, и, казалось бы, серьезных проблем в данной области не должно быть.
Но, как мне кажется, ситуация сегодня такова, что и свободы совести, и светскости государства у
нас все меньше, а вот проблем, в результате, все больше. Впрочем, было ли когда-нибудь наше государство
светским - большой вопрос: уже много десятилетий (а то и столетий) оно основывается на безоговорочной
вере в социальные мифы - то Россия считает себя Третьим Римом, то строит коммунизм, не желая обращать
внимание на объективную реальность и актуальные ее требования. И опасность состоит в том, что мифы
имеют тенденцию разрушаться.
Ныне правит бал какой-то странный, несвоевременный миф: что мы живем не в Российской Федерации, а на Святой Руси. Две основные составляющие этого мифа - что в государстве все в той или иной степени русские и все в той или иной степени православные. Более того, эти две характеристики каким-то образом воспринимаются как взаимозаменяемые: если человек русский - значит, он православный, а если православный - значит, русский. Вряд ли имеет смысл всерьез доказывать, что это миф: сам факт наличия в составе Российской Федерации таких субъектов, как Башкирия, Бурятия, Дагестан, Татарстан, Чечня и другие, достаточен для его дискредитации. Уже неоднократно говорилось и о том, что далеко не все русские - православные (русские составляют подавляющее большинство старообрядческой паствы и некоторых протестантских общин второй и третьей волны), а все православные - русские, и о том, что православный - это далеко не всегда приверженец именно МП РПЦ (вспомним, что православие далеко не едино, оно разделяется на самостоятельные автокефальные Церкви, которых более десятка), и о том, что сегодня, после периода активной интернациональной дружбы советских времен, вообще трудно говорить о национальной принадлежности (причем среди метисов - многокровок - людей с русской составляющей в генеалогии больше всего). Да и сама Святая Русь была, по современной классификации религий, старообрядческой, а не православной. Конечно, есть мнение, что определяющей в отнесении человека к этнической или религиозной группе является его самоидентификация, но, увы, для принятия серьезных политических и социальных решений хотелось бы иметь более объективные параметры. Во-первых, не все, считающие себя Наполеонами, ими являются. А во-вторых, к сожалению, весьма значительной части населения все еще свойственно стремление принадлежать к некоему мифическому "привилегированному" большинству, которое далеко не всегда привилегированное и далеко не всегда большинство. Вспомним, что в советское время, в период "диктатуры пролетариата", рабочими стремились назвать себя представители самых разных профессий (я лично знала "рабочего сцены" - хореографа), а юными, молодыми или зрелыми сторонниками коммунистической идеологии формально были почти все, что не предотвратило краха соответствующей системы. Любопытно, что процент последних в советское время почти равен проценту православных по самоидентификации сегодня (на этот вполне объяснимый факт тоже неоднократно обращали внимание специалисты). Но именно миф о Святой Руси взят на вооружение властью: и надо признать, в его рамках все ее действия логичны и обоснованы. Вот только в контексте реальности они весьма опасны. Хотя бы потому, что внутренняя политика, таким образом, способствует, по сути, оскорблению национальных и религиозных чувств, разжиганию межнациональной и межрелигиозной вражды. А как иначе можно расценивать:
и множество других фактов и фактиков.
Терроризм безусловно отвратителен, бесчеловечен и просто несправедлив, поскольку его жертвами становятся совершенно невинные люди. И в то же время необходимо понимать, что он - ответ слабого на ущемление его прав сильным, который часто воспринимается как единственно возможный. Победить терроризм невозможно до тех пор, пока люди не перестанут чувствовать себя изгоями в своей собственной стране. А это сложно сделать, когда президент то и дело участвует в богослужениях одной религии и никогда не бывает на богослужениях в храмах других. Аргумент, что глава государства тоже имеет право на свободу вероисповедания, здесь не проходит: если это его личное дело, то причем здесь телекамеры? И скоро ли появятся прямые репортажи с его исповеди (что, кстати, было бы интересно) или из супружеской постели? Речь, конечно, не идет о лидерах и идеологах террористических организаций, но вот агрессивность рядовых их членов подпитывается демонстрацией на всех телеканалах и на страницах СМИ очередного свидетельства неравноправия, ущемленности, "второсортности" их веры. А быть второсортными никому не нравится. При этом надо отметить, что речь идет на самом деле не только об "инородно-инославных" россиянах: далеко не все русские поддерживают "православизацию всей страны", и далеко не все православные поддерживают ее "русификацию". И по причине несовпадения этих групп, и потому что та "новая историческая общность - советский народ", о возникновении которой сообщалось на одном из последних съездов КПСС, - как раз не миф: свойственная нам тогда толерантность еще не окончательно преодолена. Конечно, эксплуатация мифа о тождестве Святой Руси и Российской Федерации - не чей-то злой умысел, не чья-то провокация, направленная на развал государства или, по крайней мере, на нагнетание в нем напряженности (хотя такое подозрение регулярно закрадывается), а попытка найти некую общую, объединяющую идею, некую замену коммунистической идеологии. Проблема состоит в том, что эту объединяющую идею изначально ищут как идею русскую, а не российскую. Хотя однажды идея российская сформулирована была, правда, как название партии - "Наш дом - Россия". Этот лозунг достаточно гибок и психологически комфортен, а главное - в отличие от "Святой Руси" соответствует действительности. Рупором нынешней мифологии служит МП РПЦ (что, впрочем, неудивительно), и в этом тоже есть проблема. За благоволение власти МП РПЦ вынужден расплачиваться тем, что принимает на себя растущее раздражение "инославного" сообщества. А это плохо еще потому, что грозит расколом уже самому русскому православному миру, и так не слишком сплоченному по причине слабой укорененности в вере большинства своих членов. В свое время пресса освещала показательное событие: православная женщина выступила организатором - и весьма активным - создания католической общины в своем городе в связи с тем, что в ее приходском храме священник отказался поминать ее мать - католичку. В другом городе аналогичная ситуация сложилась с общиной баптистов - слишком сложно сегодня провести границу между русскими и нерусскими, православными и неправославными: эта граница пролегает по семьям, по дружеским компаниям, по трудовым коллективам. А заповедь "возлюби ближнего своего" не всем православным кажется лишенной смысла. Более того, не всем православным нравится превращение их Церкви в некое п олитбюро, их веры - в государственную идеологию: Богу - богово, а кесарю - кесарево. Интересно, что когда была сделана попытка создать Общество защиты прав католиков России, среди собиравшихся вступить в него были православные, аргументирующие свой поступок именно несогласием со сращиванием государства и Церкви. Важно отметить, что огромную роль в этом тревожном процессе играют СМИ, педалирующие внимание к одним событиям и игнорирующие другие. Формируя образ врага-адвентиста, не давая угаснуть теме противоречий между Московским Патриархатом и Католической церковью, умиляясь просветленным ликам бывших партработников на богослужениях, они, увы, способствуют не единению русского народа, а разобщению российского. Источник: Информационно-аналитический центра «Сова» |