Учителя за свободу убеждений
Что такое свобода убеждений

В. Луховицкий

Свобода мысли, совести и религии: основные понятия

     Свобода мысли и совести - одно из основных личных прав человека, означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Охватывает интеллектуальный, нравственный и духовный опыт человечества. Право на свободу мысли, совести и религии включает свободу менять свои идеи, религию или убеждения, свободу отдельно или совместно другими, публично или в частном порядке, проявлять свою религию или убеждения в преподавании, отправлении и соблюдении обрядов и богослужении.
     Право на свободу религии иногда нарушается запрещением религии, установлением жесткого предписания исповедовать определенную религию (главным образом, государственную), установлением чрезмерных ограничений в осуществлении этого права.
     Свобода мысли и совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах.
     В Конституции РФ 1993 г. свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести - в ст. 28.
     Как видите, определение достаточно объемное, поэтому начнем с его подробного анализа. Прежде всего, обратим внимание на то, что речь идет о нескольких понятиях: мысль, совесть, вера, убеждения, религия, вероисповедание.

Свободы мысли
     В данном случае понятие мысль включает в себя все разновидности интеллектуальной и духовной деятельности, и свобода мысли распространяется на любые концепции существующего мира, которых придерживается индивид.

Свобода совести
     Разбирая одно из дел, связанных с правом на отказ от несения военной службы, Конституционный суд ФРГ постановил: "Любое серьезное нравственное решение, то есть решение, ориентированное на категории добра и зла, которое в определенной ситуации является для человека обязательным и связывает его внутренними обязательствами так, что он не может действовать, нарушив их без серьезной на то необходимости, необходимо рассматривать как решение, принятое по мотивам совести".

Свобода веры, религии, вероисповедания
     Между верой, религией и вероисповеданием также есть важные различия. В отличие от религии и вероисповедания, вера не предполагает обязательного Высшего существа и исполнения каких-либо обрядов (например, вера в изначальную добродетельность человеческой натуры, в превосходство арийской расы или в торжество коммунизма во всем мире).
     Все они относятся к внутренней, духовной сфере жизни человека, любое вторжение в которую мы воспринимаем особенно болезненно. И одновременно с этим всем нам очень хочется убедить всех окружающих в нашей правоте, для их же пользы обратить в нашу, единственно правильную, веру. Это желание особенно сильно у представителей государственной власти. Неслучайно поэтому идея свободомыслия, духовной свободы стала ведущей уже в эпоху Возрождения и продолжает оставаться чрезвычайно актуальной в наши дни.

Свобода убеждений
     Если для людей 18 - 19 веков свобода мысли обозначала, как правило, свободу вероисповедания, то, разумеется, когда мы сейчас говорим о свободе мысли и совести, мы имеем в виду весь комплекс самых разнообразных идей, взглядов, убеждений человека. При рассмотрении дел, связанных с 9 статьей Конвенции, Европейский Суд по правам человека не проводит различия между совестью и убеждениями.


Подробнее о свободе убеждений

Что такое убеждения?
     Убеждение является одной из составных частей мировоззрения личности, наряду с принципами, взглядами, ценностями, идеалами. Вся эта система определяет отношение человека к окружающей его действительности, общее понимание мира, а также жизненные позиции, программы деятельности человека.
     Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание убеждений отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Наличие устойчивых убеждений свидетельствует о высоком уровне активности личности. Убежденность - особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций, и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Убеждения выражаются в субъективном отношении личности к своим поступкам, связанном с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется.

Политические убеждения
     Политические убеждения - убеждения, основанные на политических взглядах, политическом сознании человека. Политика затрагивает сферы жизни практически каждого человека; она выражает позиции по отношению к характеру политического режима и государства, к правам человека, к праву, социальным ориентациям и т. д.
     Политическое сознание - совокупность взглядов и установок, выражающих отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям развития, традициям и нормам политической жизни.

Убеждения совести
     Убеждения совести можно рассматривать как убеждения морального плана.
     Демокрит считал, что понятие совести должно основываться на внутренних убеждениях личности. По определению Д. Локка, совесть есть нравственная оценка индивидом своего поведения. Она есть не что иное, как наше собственное мнение или суждение о нравственной правильности или порочности наших собственных действий. Совесть есть продукт среды и воспитания.
     Кант считал, что совесть есть то великое, что возвышает человека над самим собой. Гегель утверждал, что истинная совесть состоит в абсолютной уверенности мыслящего индивидуума в том, что он правильно познал добро, строго следует ему во всех намерениях и неуклонно осуществляет в своей деятельности. <…>
     (По материалам книги "Альтернативная гражданская служба: прошлое, настоящее, будущее…" /А.А. Калинин, Р.В. Маранов, Е.А. Захарова.
М.: Издательство "Грааль", 2000. 272 с.)
     Защищая свободу мысли и совести, правозащитники во всем мире выступают против преследований по политическим, идеологическим или религиозным мотивам. И совершенно неважно, какие именно убеждения - "полезные" или "опасные" - пытается в данном случае запретить власть: в соответствии с международными нормами, свобода убеждений не может быть ограничена ничем и никогда.


Основные аспекты свободы вероисповедания

     Рассмотрим теперь подробнее основные аспекты свободы вероисповедания. В комментарии к 28-й статье Конституции РФ читем:      "Свобода религии означает, что гражданин под собственную ответственность, без принуждения со стороны государства, может решать религиозные вопросы. При этом в свободе веры и совести заключается право отдельного лица на невмешательство со стороны государства, осуществляемое в результате издания государственных предписаний в отношении религиозных убеждений и их распространения; в свободе вероисповедания заключается право отдельного лица самостоятельно или в рамках религиозной общины совершать религиозные действия без государственного ограничения".      Значит, есть два аспекта рассматриваемой нами свободы, причем понятно, что большинство проблем связано именно с религиозными действиями.      Если ориентироваться на Закон РФ "О свободе совести и религиозных объединениях", то можно выделить несколько видов деятельности, помимо собственно исполнения религиозных обрядов:
  • преподавание религии в государственных школах и создание собственных образовательных учреждений;
  • проведение обрядов в тюрьмах, больницах, домах престарелых, интернатах, детдомах;
  • производство, приобретение, экспорт, импорт и распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения и учреждение необходимых для этого предприятий;
  • учреждение средства массовой информации;
  • приглашение иностранных граждан и создание при себе представительств иностранных религиозных организаций.

Право на альтернативную гражданскую службу как один из аспектов свободы мысли и совести

     Одним из важнейших следствий из свободы мысли и совести является закрепленное в ст. 59 Конституции РФ право на замену воинской службы альтернативной гражданской службой (АГС).
     Право на замену военной службы альтернативной гражданской закреплено в ст. 59 Конституции РФ. Согласно данной статье, "гражданин РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных… случаях" имеет право на АГС. Это право нельзя рассматривать в отрыве от ст. 28, гарантирующей каждому свободу совести и убеждений, и ст. 29: "..Каждому гарантируется свобода мысли и слова…. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них".
     В Документе Копенгагенского совещания и Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. было указано, что "Комиссия по правам человека ООН признала право каждого отказываться от военной службы по убеждениям совести".
     Имеется и его вариант - "искренние глубокие убеждения совести", который присутствует в некоторых документах ООН. В своей Резолюции 1995/83 Комиссия ООН по правам человека обращается ко всем государствам-членам ООН с призывом "...если это не сделано ранее, ввести в действие законодательство и необходимые меры, делающие возможным освобождение от воинской службы на основании искренних глубоких убеждений совести".
     На европейском уровне это право получило такое же определение в рекомендации R (87) (издана в апреле 1987 г.) Комитета министров Совета Европы, адресованной всем государствам-членам Совета Европы. В тексте этой рекомендации подчеркивается, что "любой подлежащий призыву на воинскую службу человек, который по причинам глубоких убеждений совести отказывается участвовать в действиях, связанных с использованием оружия, должен иметь право быть освобожденным от обязанности выполнять такую службу...". В резолюции ООН утверждается, что "...отказ от воинской службы по убеждениям опирается на принципы и убеждения совести, что включает в себя глубокие религиозные, этические, гуманитарные и тому подобные убеждения".
     Политические убеждения, касающиеся нежелания проходить военную службу выражаются, чаще всего, в двух концепциях: пацифизма (неприятие насилия в целом) и антимилитаризма (неприятие вооруженного насилия при разрешении внутренних и межгосударственных конфликтов).

Вернуться

Сайт создан в системе uCoz