Учителя за свободу убеждений
Как отстаивать свободу убеждений

Родительский опыт


Президенту Межрегиональной Общественной Организации
«Учителя за Свободу Убеждений»
господину Луховицкому В.В.
от родителей Галкиной Наташи,
ученицы 6 класса «А» Государственной Средней Общеобразовательной Школы N 596
Галкиной И.А. и Галкина И.А.

Уважаемый Всеволод Владимирович!

      Полностью поддерживая идею создания межрегиональной общественной организации,  деятельность которой направлена на защиту убеждений всех участников  учебного процесса, считаем целесообразным,  ознакомить общественность с нашим опытом в отстаивании своих прав и свобод в сфере образования.  Мы уверены, что это будет представлять практический интерес для миллионов людей, постоянно сталкивающимся с подобными проблемами по всей России.

  Во всех своих действиях мы руководствовались не только  здравым смыслом, но и обязанностью каждого законопослушного гражданина   выполнять законодательство РФ, которое в том числе гласит, что защита прав и свобод детей возлагается на их родителей (законных представителей), т.е. мотивацией нам  послужили не только наши права и свободы но и наша святая ОБЯЗАННОСТЬ  (ст.64 Семейного Кодекса РФ).
      Итак, все по порядку:

      В 2000 году наша дочь, Галкина Наташа, поступила в платный класс Государственной Средней Общеобразовательной Школы N 596 города Москвы, дополнительные платные услуги в котором были предоставлены компанией «Анлар», на основании  договора.

    Закончив в 2003 году начальную школу и пройдя соответствующее тестирование, наша дочь была принята в  5  «А» класс той же  школы. С этого момента с родителей учеников нашего класса без оформления договоров и предусмотренных законодательством объяснений, начали ежемесячно собираться наличные деньги в фиксированной сумме за обучение в так называемой «гимназии». Правомочность таких действий не вызывала никаких сомнений так как инициировалась администрацией школы, а качество образования, полученного нашей дочерью в начальной школе, на наш взгляд, было адекватно нашим материальным затратам.

      В ходе обучения в средней школе мы столкнулись с безнаказанной грубостью и некорректным поведением классного руководителя и администрации школы, а так же нарушениями законодательства РФ и грубым попранием прав и свобод человека и гражданина. Перед нами встали простые естественные вопросы:
  • За что мы платим деньги?
  • Что из себя представляет, так называемая, «гимназия»?
  • Какие рычаги воздействия на процесс обучения имеются у родителей, регулярно оплачивающих обучение  своих детей в «гимназии»?
  • Каким образом в нашей школе можно решать возникающие рабочие вопросы?
  • Почему в нашей школе учебное время зачастую используется не по назначению?
  • Кем и куда расходуются деньги, собираемые за обучение в «гимназии»  и, так называемая, «спонсорская помощь»?

     Эти вопросы были поставлены нами в устной форме перед администрацией школы и, так называемым, «Попечительским советом» состоящим, как выяснилось позже, из одного человека. Этот же человек являлся одновременно председателем родительского комитета и председателем некой организации  «Содействия развитию школы». При этом в нарушение законодательства РФ никаких упоминаний в Уставе школы  ни о «Попечительском совете» ни о других организациях мы не обнаружили.

     Последствия обращений не заставили себя долго ждать. На нас и  нашу дочь было организованно оказано безнаказанное до сих пор мощное психологическое давление с целью выдворения нас из школы:
  • игнорирование наших обращений и предложений;
  • выдворение нашей дочери из школы из-за несоответствия одежды вкусам директора школы;
  • попытка объявления бойкота дочери;
  • отказ классного руководителя от нашего класса;
  • хаотичная смена графика обучения нашего класса;
  • непредставление учителя английского языка для группы нашей дочери;
  • не допуск нашего класса на общешкольные мероприятия;
  • резкое занижение оценок по отдельным предметам с выставлением их  задним числом за месяц сразу;
  • проведение ангажированных собраний с целью осуждения наших действий 
  • и т.д.
      И это все на фоне постоянно задаваемых вопросов: «Чего Вы добились?» и «Почему бы Вам не поменять школу?».
   Таким образом, мы окончательно убедились, что в Государственной Средней Общеобразовательной Школе N 596 сложилась авторитарная административная система управления. Система не способная к плодотворному созиданию. Система, отторгающая любое инакомыслие. Система, подавляющая критику любыми способами. Система, не утруждающая себя соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Система, осуществляющая свою деятельность вне правового поля. Система не совместимая с принципами демократии. Действия такой системы не предсказуемы, а произвольная трактовка законов РФ представляет существенную угрозу для психологического, а возможно и физического здоровья детей.

     Придя к этому печальному выводу, мы были вынуждены самостоятельно изучить действующее законодательство в сфере образования и перейти к официальным запросам в государственные структуры. Подробности нашей переписки можно найти на сайте  Родители в защиту конституционных прав. На начальном этапе чиновники от образования пытались просто не замечать наши обращения, отчего у нас сложилось глубокое убеждение, что чиновники не просто не выполняют законы, а их полностью игнорируют. Однако после подключения правоохранительных и правозащитных организаций,  органов исполнительной и законодательной властей, а так же контролирующих и надзирающих структур и освещения вопроса в СМИ, дело все же сдвинулось с мертвой точки. И хотя должной правовой оценки происходящего в результате десятимесячной переписки  нет до сих пор (такая цель и не ставилась) подобие порядка в школе все же наведено.

    Денежные поборы, психологическое давление на учащихся и их родителей, использование учебного времени не по назначению, грубость учителей, придирки к внешнему виду учащихся, непредставление информации и т.д. в настоящее время пока ПРЕКРАЩЕНЫ.

   Однако, предусмотренные действующим законодательством, самостоятельные, независимые, прозрачные бюджетные и внебюджетные счета школы из-за жесткого сопротивления чиновников от образования так и не открыты.
      
    По нашему мнению, предлагаемый чиновниками от образования, порядок открытия неких «счетов» школ в рассчетно-кассовых центрах органов управления образованием:
  • противоречит принципам государственной политики  в области образования,  лишая школы автономности (п.6 ст.5 Закона РФ «Об образовании»);
  • существенно ущемляет, если не  сводит на нет, самостоятельность школ в  их финансово-хозяйственной деятельности (п.1 ст.43, п.1 ст.32    Закона  РФ «Об  образовании»);
  • практически лишает участников учебного процесса возможности контроля  за  расходованием бюджетных и  внебюджетных средств (п.3 ст.32 Закона  РФ «Об образовании»).
       Что в совокупности препятствует реализации демократического, государственно-общественного характера управления образованием (п.6 ст.5 Закона РФ «Об образовании»). Кроме того, на практике, это почему-то приводит к фактическому сокращению объемов финансирования школ до трети от планируемого (статья «Судьба Реформы – в руках учителя», Российская Федерация Сегодня, №11 2005г.) и побуждает администрации школ действовать вне правового поля, что порождает закрытость и авторитарность системы управления как таковой, а в конечном итоге, её деградацию и скатывание к банальному рэкету, основанному на психологическом терроризме, заложниками которого становятся беззащитные дети и неосведомленные в законодательстве  родители (законные представители) на фоне необъяснимой лояльности к происходящему многочисленных контролирующих и надзирающих структур.
       
     Учитывая, что вопрос носит системный характер, кардинальное изменение сложившейся ситуации без политической воли на то высших эшелонов власти  и участия гражданского общества, на данном этапе, не представляется возможным.
     
     Наличие в настоящее время политической воли видим в посланиях Президента РФ Федеральному собранию 2004-2005 годов, в  выступлении Мэра  Москвы на совещании Правительства Москвы  26 апреля 2005 года и его последующих заявлениях, а так же в активизации разработки «антикоррупционного» закона.
    
    Чаяния народа в изменении системы образования можно проследить по все нарастающему потоку жалоб граждан на произвол, творящийся в московских школах. Однако, по нашему опыту, реакция существующей системы управления московским образованием на многочисленные жалобы, носящие разрозненный, бессистемный  характер, приведет лишь к вынужденному частичному устранению последствий вскрываемых беззаконий, а не их причин. Т.е. очередной раз будет уволено или не уволено, наказано или не наказано еще какое-то количество директоров и чиновников окружных управлений образованием, а Система, как таковая, так и останется не тронутой  и в ближайшее время породит новые беззакония.
     
      Поэтому все острее встает задача консолидации гражданского общества и его просвещения с целью участия в процессе управления образованием, которая, по нашему мнению, должна быть возложена на общественные организации, поскольку наш опыт показал откровенное дистанцирование государственных правозащитных организаций от защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере образования, превращающее их в «сателлитов»  чиновничества.  
    
     Кроме того, планируемый в настоящее время перевод школ на нормированное финансирование без наличия самостоятельных, независимых, прозрачных бюджетных и внебюджетных счетов неизбежно приведет к очередному превращению прогрессивной идеи в декларацию.
     
       Поэтому первоочередными задачами на сегодняшний день считаем:
  • просвещение всех участников учебного процесса в части касающейся законодательства в сфере образования, имеющихся прав и методов их  защиты, чему способствует деятельность возглавляемой Вами организации;
  • консолидация гражданского общества, которую видим в единении усилий всё нарастающего сектора законопослушных налогоплательщиков в борьбе  с беспределом паразитирующего на его теле чиновничества. При этом общественный контроль, считаем необходимым, осуществлять как непосредственно в каждом образовательном учреждении, так и над системой образования в целом;
  • открытие самостоятельных, независимых, прозрачных бюджетных и внебюджетных счетов школ;
  • введение  уполномоченных по правам человека и гражданина  непосредственно в образовательных учреждениях, используя      положительный опыт ЮАО г. Москвы.
      В заключении хотим еще раз подчеркнуть, что наш опыт общения с государственными структурами так или иначе связанными с образованием показал их косность и инертность, а главное нежелание, неспособность и незаинтересованность чиновников от образования что-либо изменить.

      Поэтому все здравомыслящие участники учебного процесса, кому не безразлично будущее своих детей и всего подрастающего поколения, а в итоге и судьба России в целом:
  1. Объеденяйтесь.
  2. Создавайте Управляющие советы школ (Письмо Минобразования  РФ от 14 мая 2004г. № 14-51-131/13).
  3. Требуйте соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
  4. Требуйте открытия самостоятельных, независимых, прозрачных счетов школ.
  5. Берите на общественный контроль поступление и расходование финансовых и материальных средств школ (п.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании»).
И в недалеком будущем Вы свои школы не узнаете.

Надеемся на взаимопонимание.
Готовы к сотрудничеству.
С уважением 
Галкина И.А.
Галкин И.А.

Вернуться

Сайт создан в системе uCoz