Учителя за свободу убеждений
Милитаризация школы

Л. Левинсон

Предложение о введении обязательного (вместо факультативного) военного обучения школьников в Российской Федерации

Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ
Выпуск 64 (обзор за октябрь 2003 года)
1 декабря 2003 года

Законопроект № 315553-3 “О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и статью 14 Закона Российской Федерации “Об образовании” (о подготовке в образовательных учреждениях граждан к военной службе)
Внесен депутатами Государственной Думы Н.М. Безбородовым, А.И. Николаевым, Е.А.  Зеленовым
Профильный комитет – Комитет Государственной Думы по обороне
Принят в первом чтении 10.10.2003 г.

Комментарий

     Авторы законопроекта, председатель и члены Комитета Госдумы по обороне, считают, что настало время отменить действующее с 10 июля 1992 года положение Закона РФ “Об образовании”, согласно которому (п. 7 статьи 14): “Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованного ведомства”, которое исходит из следующих общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ:

  • “Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей” (из статьи 26 Всеобщей декларации прав человека).
  • “Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями.” (из статьи 2 Протокола №1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
  • “Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей” (из статьи 38 Конституции РФ).
  • “Гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет” (статья 60 Конституции РФ).
  • “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их” (из статей 18 и 19 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
  • “Каждому гарантируется свобода мысли и слова” (из статьи 28 Конституции РФ).
  • “Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой” (из статьи 59 Конституции РФ).
  • “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора” (из статьи 15 Конституции РФ).
     Согласно принятому в первом чтении законопроекту, “подготовка граждан к военной службе в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.

     По сообщениям некоторых СМИ Президент России уже высказался в поддержку этого изменения Закона РФ “Об образовании”. Ещё в 1999 году Правительство РФ (Постановление № 1441 от 31.12.99 г., подписанное тогдашним премьер-министром В.В. Путиным) издало Положение о подготовке граждан РФ к военной службе, охватывающее всех без исключения школьников, учащихся начальных и средних профессиональных учебных учреждений и неучащихся граждан, достигших 16-летнего возраста.

     Это Постановление не позволяет гражданам (учащимся и их родителям) действовать в соответствии со своими убеждениями.

1. Ещё до вступления в силу Закона “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.92 г. Совет министров РСФСР постановил (Постановление № 253 от 14.05.91 г.):

  • изъять из государственных общеобразовательных учебных заведений стрелковое оружие;
  • завершить обучение учащихся X-XI классов по программе допризывной подготовки и с 1.09.1991 г. заменить его курсом “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ), “предназначенным для подготовки учащихся к правильному поведению в экстремальных условиях”;
  • вместо должности военного руководителя (военрука) в государственных общеобразовательных учебных заведениях ввести должность преподавателя курса ОБЖ.

2. 11 февраля 1993 года был принят Закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” № 4455-1, который предусматривал в качестве обязательной подготовки граждан к военной службе получение ими необходимых знаний в области обороны.

     Введенный в школьную программу курс ОБЖ (см. письмо от 22.05.98 г. № 811.14-12 “Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России”) учитывал требования Федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об охране окружающей природной среды”, “О безопасности дорожного движения”, “О пожарной безопасности”, “О гражданской обороне”, “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе” и Постановления Правительства Российской Федерации “О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций” и состоит из 3 частей:

     1) Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
     2) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
     3) Необходимые знания в области обороны.

     При этом, согласно документам Министерства образования, “у младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, на водоемах, противопожарной безопасности, личной гигиены, а также необходимые навыки по гражданской обороне”, “на второй ступени общеобразовательной школы … большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим” и в 9 классе в курсе ОБЖ изучаются правовые вопросы, связанные с подготовкой к военной службе (по программам, действующим до 1998 года).

3. Закон 1993 года “О воинской обязанности и военной службе” был отменён новым (действующим и ныне) Федеральным законом с тем же названием – № 53-ФЗ от 28.03.98 г. Статьями 11, 12, 13 и 14 этого Закона было введено уже гораздо больше мероприятий по обязательной подготовке граждан к военной службе в общеобразовательных учебных учреждениях, в том числе:

  • получение гражданами начальных знаний в области обороны (согласно статье 12 “Государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования предусматривают получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны”);
  • подготовку граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций (проводится штатными преподавателями образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами и предусматривает проведение учебных сборов в конце последнего года обучения);
  • военно-патриотическое воспитание граждан;
  • подготовку граждан, достигших возраста 17 лет, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

Примечание. Закон был принят несмотря на протесты Министерства образования, школ, общественных организаций и части депутатов против милитаризации образования и вступил в силу 28 марта 1998 г. Пункт 7 статьи 14 Закона РФ “Об образовании” не был отменён.

4. 14 июля 1998 года Министерство образования письмом № 1133/14-12 рекомендовало “до выхода постановления Правительства Российской Федерации и других нормативных документов о подготовке граждан к военной службе”:

     1) ввести в действующие программы курса “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) для обучающихся 10 – 11-х классов раздел “Основы военной службы”;
     2) возложить преподавание основ военной службы в общеобразовательных учреждениях на преподавателя – организатора курса ОБЖ;
     3) усилить патриотическое воспитание на уроках гуманитарного цикла (истории, литературы, географии и др.), а также в кружках, секциях и клубах патриотической направленности;
     4) пятидневные учебные сборы с обучающимися общеобразовательных учреждений проводить в конце 10-го года обучения на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами;
     5) при изучении основ военной службы необходимо активнее использовать возможности учреждений и организаций Минобороны России, МЧС России и РОСТО.

     5. 31 декабря 1999 года Правительство РФ Постановлением № 1441 утвердило Положение о подготовке граждан РФ к военной службе, которое вступило в силу в 2000 году. Оно не содержит каких-либо предписаний относительно учащихся, не желающих в силу собственных убеждений либо убеждений своих родителей проходить военное обучение.

     Согласно этому Постановлению:

  • получение начальных знаний в области обороны “осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах (п.3);
  • подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. В учебных пунктах подготовку по основам военной службы проходят по направлению военных комиссариатов граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях и не работающие в организациях (п.5);
  • с гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (п.16), но допускается добровольное обучение девушек основам военной службы (п. 33 “г”);
  • в учебных пунктах для занятий, которые проводятся по 2-3 часа 2-3 раза в неделю, необходимо наличие военного имущества, общевоинских уставов, учебных пособий и другого имущества (п.11);
  • общественные объединения и образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин является составной частью профессиональной образовательной программы, обеспечиваются вооружением, техникой и имуществом (п. 25, 26, 27);
  • военно-патриотическое воспитание “проводится в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях (п.18);
  • предусматривается проведение учебных сборов.

6. 3 марта 2001 года Правительство Постановлением № 157 утвердило Положение о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, по которому Финансирование расходов по подготовке граждан Российской Федерации по основам военной службы должно осуществляться:

  • в государственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования федерального подчинения – за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти и организациям;
  • в муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, а также в учебных пунктах, создаваемых в организациях органами местного самоуправления, – за счет средств, выделяемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
7. Во исполнение Постановлений Правительства РФ № 1441 от 31.12.99 г. и № 157 от 3.03.2001 г. Министр обороны в 2001 году издал два приказа:

Первый – совместно с Министром образования № 203/1936 от 3.05.2001 г. “Об  утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы”. Этой Инструкцией определены задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы:
  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам;
  • изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;
  • приобретение навыков в области гражданской обороны;
  • изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;
  • практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;
  • проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.
     Функции по организации и преподаванию обязательной подготовки граждан к военной службе поручено выполнять органам военного управления, органам исполнительной власти (как федеральным, так и субъектов РФ), органам местного самоуправления, всем образовательным учреждениям общего образования (школам), начального и среднего профессионального образования, дополнительным учебным пунктам и общественные организации. Поражает их количество:

  1. Министерство образования РФ (6 функций)
  2. Генеральный штаб Вооружённых Сил РФ (10 функций)
  3. Штабы военных округов (флотов) (11 функций)
  4. Государственные органы управления образованием субъектов РФ (7 функций)
  5. Военные комиссариаты субъектов РФ (9 функций)
  6. Местные (муниципальные) органы управления образованием (8 функций)
  7. Военные комиссариаты районов (12 функций)
  8. Начальники военных гарнизонов (1 функция)
  9. Командиры воинских частей (7 функций)
  10. Руководители образовательных учреждений (8 функций)
  11. Преподаватели, осуществляющие подготовку граждан по основам военной службы (10 функций)
  12. Начальники учебных пунктов (11 функций)
  13. Заместители начальников учебных пунктов по воспитательной работе (6 функций)
  14. Инструкторы-преподаватели учебных пунктов (8 функций)
     Сборы школьников проводятся в июне-июле после окончания предпоследнего 10 класса, а студентов техникумов – после предпоследнего года обучения, в учебных пунктах – по окончании теоретической части обучения.

     Сборы обязательны для всех юношей, предусмотрена единственная возможность отказа от проведения стрельб и изучения боевого ручного стрелкового оружия – только по религиозным мотивам и на основании обоснованного заявления родителей.

     На сборах, устраиваемых в воинских частях, с несовершеннолетними гражданами, которыми командуют военнослужащие, проводятся занятия:

  • по огневой подготовке (11 часов),
  • по строевой подготовке (4 часа),
  • по тактической подготовке (3 часа),
  • по медицинской подготовке (2 часа),
  • по физической подготовке (5 часов),
  • по радиационной, химической и биологической защите войск (3 часа),
    учащихся также знакомят с
  • жизнью и бытом военнослужащих (3 часа),
  • с вооружением и военной техникой подразделений,
  • с организацией суточного наряда (4 часа),
  • караульной службы (4 часа) – всего 40 часов подготовки.

     “Обучение граждан стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия организуется и проводится в установленном порядке командирами воинских частей на стрельбищах или в тирах. Для проведения стрельб командиры воинских частей назначают ответственных должностных лиц и предоставляют оружие и боеприпасы”.

     Общая оценка граждан заносится в классный журнал с пометкой “Учебные сборы”, которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.

     Гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы.

Второй приказ – Приказ Министра обороны № 202 от 3 мая 2001 г. “Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования” – без участия Министерства образования.      В Инструкции:

     а) приведён перечень военно-учётных специальностей солдат, матросов, сержантов и старшин;
     б) о праве выбора военно-учётной специальности гражданином ничего не сказано;
     в) названы проводимые военкоматами мероприятия по предварительному отбору граждан для подготовки по военно-учетным специальностям – в период первоначальной постановки их на воинский учет и перед призывом на военную службу;
     г) сказано, что гражданам после собеседования военный комиссар объявляет о зачислении в образовательное учреждение и выдаёт подписанное им предписание (требуется ли письменное согласие гражданина, не сказано, подпись гражданина в предписании не предусмотрена);
     д) срок обучения – 2 месяца перед призывом;
     е) после выдачи удостоверений об окончании образовательного учреждения по соответствующей военно-учетной специальности и присвоении квалификации – отбор в режимные воинские части согласно Постановлению Правительства РФ № 222 от 26.02.99 г. и призыв.

     Как видим из этих документов, тысячи и тысячи должностных лиц военных и др. государственных органов России заняты обязательной подготовкой несовершеннолетних граждан к военной службе, завершающейся зачётами по стрельбе из боевого оружия в воинских частях и обучением отобранных юношей военно-учётным специальностям без учета мнения их родителей. Международные акты и Конституция РФ забыты.

     Такую подготовку назвали основами военной службы.

     Но такие ли основы должна иметь военная служба в XXI веке? Не пора ли заменить эти примитивные основы и разработать новые, чтобы солдат выполнял в армии не роль её “живой силы” и “орудия для уничтожения противника”, а был грамотным исполнителем при защите не только России, но всей планеты, понимающим современные угрозы безопасности в мире и последствий своих действий на военной службе?

     Комитет по обороне в своём положительном заключении на законопроект продемонстрировал своё понимание обязательного военного образования в России как элемента воинской обязанности граждан. Но допустимо ли распространять воинскую обязанность на детей?

     Комитет по образованию и науке выступил против законопроекта. В ноябрьский календарь работы Госдумы для рассмотрения во втором чтении законопроект не включен. Хотя лобби думских генералов и Генштаба очень сильное. Они могут включить его в повестку дня любого пленарного заседания.

     Государственная Дума готовит для рассмотрения законопроект “О государственном стандарте общего образования”. Подготовленный законопроект отредактирован после его принятия в первом чтении в прошлом году так, что вопросы обязательного военного обучения школьников в нём не ставятся, а переданы для решения Правительству – вместе с содержанием самого стандарта. Правительство поддерживает законопроект об изменении Закона “Об образовании”. Значит, все свои прежние подходы к содержанию курса, предназначенного для подготовки школьников к военной службе, оно скорее всего реализует в государственном стандарте общего образования. Правда, согласно законопроекту о государственном стандарте, этот стандарт должен пройти всенародное обсуждение в течение полугода, а потом уже его будут утверждать правительственным постановлением.

Вернуться

Сайт создан в системе uCoz